Практически каждый второй проект по плану научно-технического развития ОАО "РЖД" невозможен без проведения испытаний. Наш сегодняшний разговор о том, какие задачи и перспективы стоят перед испытательным полигоном ВНИИЖТа – ключевым для железнодорожной отрасли.
Евгений Письменный, заместитель генерального директора АО "ВНИИЖТ" по испытательной деятельности и сертификации
Комплексный подход
– Евгений Александрович, испытательная деятельность ВНИИЖТа играет важную роль в апробации и развитии новых решений. Расскажите, какие основные направления она сейчас включает?
– Испытательная деятельность ВНИИЖТа очень многогранна и охватывает широкий спектр компетенций: от испытаний одного небольшого элемента до испытаний сложной комплексной системы.
Институт занимается реализацией более 90 проектов по плану научно-технического развития ОАО "РЖД". Среди них, например, разработка конструкции и технологий содержания железнодорожного пути повышенного ресурса, прескриптивной системы диагностики технического состояния электропоезда ЭС2Г "Ласточка", оптимизация взаимодействия в системе "колесо – рельс".
Отдельно стоит выделить научно-техническое сопровождение комплексных испытаний подвижного состава и элементов инфраструктуры высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-1) Москва – Санкт-Петербург. Строительство инфраструктуры для скоростей движения до 400 км/ч – это своего рода вызов и для холдинга "РЖД", и для проектных и строительных организаций, и, конечно, для научно-исследовательских институтов, осуществляющих деятельность в данной сфере.
Помимо этого институт проводит испытания в трех важных направлениях. Во-первых, для исследования причин изломов элементов подвижного состава или инфраструктуры, которые стали причиной транспортных происшествий. Во-вторых, для подтверждения соответствия выпускаемой железнодорожной продукции требованиям нормативных или конструкторских документов в рамках предварительных, приемочных, квалификационных или сертификационных испытаний. В-третьих, для подтверждения качества выполнения методов проверок в ходе сличительных межлабораторных или внутрилабораторных исследований.
– Какие наиболее интересные объекты недавно прошли испытания на полигонах института?
– Например, на Экспериментальном кольце в Щербинке состоялась проверка рельсов НТМК "ЕВРАЗ" и ПАО "ЧМК". Их продукция регулярно проходит сертификацию при разработке новых типов и ресертификацию по истечении срока действия документа.
Кроме того, были организованы прочностные и ресурсные испытания технологической тележки для транспортировки локомотивов с заклинившей колесной парой при сопровождении проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства ОАО "РЖД".
Еще один знаковый проект, который сейчас реализуют РЖД и Испытательный центр ВНИИЖТа (ИЦ ЖТ), – проверка элементов верхнего строения пути повышенного ресурса. Он стартовал в 2022 году, а завершится по плану в 2025-м. Проект включает большой объем лабораторных и стендовых проверок всех элементов опытной конструкции. В том числе проводятся ее эксплуатационные испытания на территории Экспериментального кольца АО "ВНИИЖТ".
Научно-техническое сопровождение данного проекта предусматривает разработку новых конструкций элементов инфраструктуры и методов их оценки. Уже получены сертификаты соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза. Подконтрольная эксплуатация разработанных элементов конструкции будет проведена на путях общего пользования.
Кроме того, этой осенью на Экспериментальном кольце пройдет комплекс испытаний ЭС105 – двухсистемного электропоезда для эксплуатации на полигонах с различными родами тока.
Новые возможности и перспективы
– Какие решения АО "ВНИИЖТ" проходят апробацию на испытательном полигоне?
– В этом году институт совместно с производителем сцепных устройств – "Транспортной техникой" – создает стенд для испытаний устройств пассивной безопасности пассажирского подвижного состава. На нем смогут проходить апробацию аварийные устройства поглощения энергии, включая различные конструкции крэш-элементов, жертвенные зоны головных вагонов, а также кабины машиниста. Стенд будет состоять из двух подвижных единиц – вагона-бойка и вагона-препятствия, на которые можно установить элементы пассивной безопасности и препятствий. Соударения со скоростями до 20 км/ч будут проходить на стенде-горке, свыше 20 км/ч вагон-боек будет разгоняться локомотивом. Новый стенд позволит экспериментально подтвердить энергоемкость пассивных устройств безопасности разрабатываемого электропоезда для ВСМ Москва – Санкт-Петербург, а также подтвердить прочность кабин машиниста локомотивов при аварийных столкновениях. Кроме того, на Экспериментальном кольце испытываются специализированные приспособления закрепления контейнера в полувагоне. Они необходимы для повышения эффективности при перевозке и снижения количества повреждений. Сегодня, как правило, для закрепления контейнера в полувагоне применяется деревянная распорная рама и упорные бруски, что делает процесс погрузки контейнера в полувагон трудоемким и длительным.
Натурные испытания призваны доказать, что использование разработанных институтом образцов многооборотных средств крепления повысит производительность труда, сократит время на погрузку контейнеров в полувагоны, а также снизит себестоимость таких перевозок.
– Какие ваши дальнейшие планы по развитию испытательной деятельности ВНИИЖТа?
– Перспективные направления развития испытательной деятельности неразрывно связаны с недавно стартовавшими крупными инфраструктурными проектами, в первую очередь с созданием высокоскоростных и скоростных магистралей. Для проведения функциональных испытаний в январе 2025 года на Экспериментальном кольце запланировано начало строительства испытательного полигона элементов контактной сети КС-400.
Также в рамках плана научно-технического развития ОАО "РЖД" в следующем году предусмотрены монтаж и ввод в эксплуатацию стенда для испытаний фрикционных пар тормозной системы высокоскоростного подвижного состава (для скоростей движения до 400 км/ч).
Хотелось бы отметить, что институт является активным участником работ в рамках постановки на производство высокоскоростного подвижного состава, элементов инфраструктуры и контактной сети, их сертификации, а также создания нормативной базы. Подготовка уже началась: формируются планы-графики взаимодействия со всеми участниками проекта, анализируются нормативные документы, которые имеются на новые объекты.
Помимо глобальных проектов мы продолжаем развивать компетенции в области путевых машин, элементов инфраструктуры и подвижного состава, осваиваем методы, указанные в недавно введенных в действие нормативных документах, расширяем область аккредитации и не останавливаемся на достигнутом. Разрабатываются и применяются методы компьютерного моделирования. Возможности испытательной деятельности должны опережать тенденции развития отрасли. К моменту создания нового объекта мы уже должны точно знать, как, чем и когда мы его испытаем!
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 11.09.2024 |