21-05-15 / 2015
Новости отрасли
Использовать кризис

РЖД призывают коллег повышать эффективность работы

Задачи преодоления падения пассажирских перевозок в международном сообщении, а также оптимизации расходов вкупе с повышением энергоэффективности обсуждают участники 62-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, открывшегося вчера в Минске.

Председатель Совета, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин обозначил тенденции прошлого года – как положительные, так и отрицательные. 

«В течение 2014 года всего перевезли 2 млрд тонн грузов, на 3% меньше, чем в 2013 году. В международном сообщении в прошлом году грузоперевозки по железным дорогам «пространства 1520» уменьшились на 8,7% по сравнению с 2013 годом. 

В целом выполнение общего объёма перевозок в международном сообщении за отчётный период сократилось на 11%. В то же время продолжился рост перевозок грузов в контейнерах, общий объём и рост к 2013 году составили 29 млн тонн и 9% соответственно. В I квартале 2015 года рост продолжился и составил 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в первую очередь за счёт расширения номенклатуры грузов. При этом продолжилось снижение отцепленных грузовых вагонов на межгосударственных стыковых пунктах (МГСП). По результатам прошлого года этот показатель снизился на 3% (по данным информационно-вычислительных центров железнодорожных администраций, более 70 тыс. гружёных вагонов). Необходимо продолжить работу в этом направлении и особо обратить внимание на отцепки вагонов по коммерческим причинам: за год число таких отцепок увеличилось на 25%», – подчеркнул Владимир Якунин. 

Отдельного обсуждения заслуживает ситуация с пассажирскими перевозками: в прошлом году по сети «пространства 1520» перевезено порядка 28 млн пассажиров в международном сообщении, всего лишь 58% от объёма пассажироперевозок в 2013 году. 

«Количество пассажиров сократилось по всем странам, кроме Грузии, здесь рост составил 9%. Несмотря на значительное падение объёмов перевозок, выполнение графика движения пассажирских поездов снижено по всем трём показателям: по отправлению с начальной станции, по проследованию поездов по железным дорогам и по прибытию на конечную станцию (0,1%, 2,4% и 1,9% соответственно). По сети РЖД выполнение графика улучшено по всем показателям. 

К сожалению, меры, определённые на 61-м заседании Совета по привлечению пассажиров на железнодорожный транспорт, существенным образом не изменили ситуацию. Считаю, что мы должны предпринять дополнительные усилия в этом направлении, продолжить работу по оптимизации тарифов для повышения конкурентоспособности железной дороги по сравнению с авиатранспортом», – отметил председатель Совета. 

По его словам, «в связи с падением перевозок в международном сообщении процесс оптимизации расходов на железных дорогах участников Совета продолжается в течение нескольких лет. Ещё в прошлом году было понятно, что железные дороги будут вынуждены урезать бюджеты на 2015 год, сокращать ряд расходных статей. Но не будем считать, что это время потеряно, кризис необходимо использовать для консолидации, реструктуризации бизнеса, преобразований в отрасли. Считаю необходимым поделиться мнением о том, какими возможностями для развития мы располагаем и какие задачи ставим перед собой. Одни компании переносят существующую ситуацию менее болезненно, сокращая непрофильные расходы, как это делается в Латвии и Казахстане. Другим приходится труднее, так как сокращать практически нечего, как, к примеру, в Эстонии. В непростой ситуации снижения объёмов промышленного производства и сокращения заказов на перевозки важно обратить внимание на совершенствование производственного процесса. Нужно заняться совершенствованием основной деятельности компании и уделить внимание проектам, призванным повысить эффективность работы. Из нашего опыта: в прошлом году ОАО «РЖД» удалось повысить энергоэффективность на 1,7%, а экономический эффект от реализации программ энергосбережения составил 4,1 млрд руб.». 

Как рассказал начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов, предварительное электронное информирование таможенных органов о перевозимых грузах обеспечило минимальное время оформления документов на белорусско-литовской границе. 

«С литовскими коллегами организовано скоростное пассажирское сообщение Минск – Вильнюс, совместный план действий предусматривает поэтапное сокращение времени следования поездов между нашими столицами: если раньше оно составляло 4,5 часа, то сейчас – всего 2,5 часа. Мы заинтересованы в разработке оптимальных транспортно-логистических схем поставки грузов и в модернизации инфраструктуры. В развитие инфраструктуры от границы с Россией до границы с Латвией инвестировано уже более $30 млн. Сейчас стратегически важно наряду с грузоперевозками решать проблемы международного пассажирского сообщения, за прошлый год его объёмы сократились на 40%. Железнодорожные администрации в этом вопросе упустили инициативу, в результате пассажиры переориентируются на другие виды транспорта. Уверен, что мы сможем найти согласованное решение, в первую очередь в области тарифообразования, необходимо выработать алгоритм действий, который позволит привлечь пассажиров на железную дорогу и построить доходный бизнес», – убеждён Владимир Морозов. 

Заместитель премьер-министра Белоруссии Анатолий Калинин, приветствуя участников заседания, заявил, что транспортная отрасль является одной из составляющих эффективной экономики. 

Председатель исполкома Союза независимых государств Сергей Лебедев напомнил, что в рамках II этапа стратегии экономического развития СНГ до 2020 года при непосредственном участии Совета по железнодорожному транспорту решались и решаются многие вопросы развития отрасли. 

«Особо хотелось бы отметить работу по совершенствованию тарифной политики, технического регулирования, оптимизацию подходов к регулированию использования парка грузовых вагонов различных форм собственности. Уверен, что эффективная работа продолжится и в рамках III этапа стратегии, рассчитанного на 2016–2020 годы. В этой связи нельзя не отметить важность постоянного внимания в СНГ к железнодорожной составляющей международных транспортных коридоров. Ещё одна важнейшая тема – развитие интеллектуальных транспортных систем. Наша задача – обеспечить полноценное взаимодействие национальных железных дорог, а также создание условий для широкого обмена опытом», – подчеркнул Сергей Лебедев. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.05.2015