06-08-21 / 2021
Новости отрасли
Использование ускоренных контейнерных поездов во внутренних перевозках целесообразно только с помощью значительных субсидий

Международное, прежде всего транзитное, направление является наиболее логичным вариантом использования ускоренных поездов. Теоретическая скорость до 160 км/ч, или 1500-2000 км/сут., дает почти двукратное преимущество относительно стандартных маршрутных отправок, не говоря о морском и автомобильном транспорте. Тем не менее массовым данное явление назвать сложно. Даже "ТрансКонтейнер" при своих масштабах пока такой сервис не предоставляет – в основном из-за ограниченного предложения и чрезвычайной дороговизны подвижного состава (фитинговые платформы с колесными тележками от пассажирских вагонов, а также особой тормозной системой). Это, в свою очередь, диктует кратно более высокие ставки на перевозки, чем классические контейнерные поезда, – 10 тыс. руб. за вагоно-сутки и даже выше.

По этой причине использование скоростных поездов во внутренних, например почтовых, перевозках будет целесообразно только с помощью значительных субсидий от государства или РЖД и по очень ограниченной номенклатуре дорогостоящих грузов (которые еще нужно набрать на целый контейнерный поезд), где надбавка в цене за дорогую логистику будет оправданна и относительно нематериальна.

На фоне пандемии потребность в транспортировке вакцин, лекарств и оборудования в сжатые сроки и особых условиях (в контейнерах-рефрижераторах) может стать драйвером для роста сегмента ускоренных поездов. Сейчас это почти безальтернативно обеспечивается грузовой авиацией, которая многократно дороже по стоимости доставки на единицу груза, даже чем ставки высокоскоростных поездов.

Другой вопрос, когда количество специальных вагонов, тяговый состав и инфраструктура для обработки контейнеров позволят обеспечить нужную ритмичность отправок и их гибкость, чтобы начать конкурировать с авиацией, особенно в такой социально значимой области, как медицина. Если верить экспертному сообществу, что пандемия теперь с нами надолго, а контроль за ней будет обеспечиваться только регулярной ревакцинацией, то спрос на такую логистику будет расти, а инвестиции в инфраструктуру и вагоны будут окупаться.

Что касается перевода пилотных проектов на регулярный сервис, имеет смысл тестировать сервис на экспортном и транзитном направлении, где есть потенциал для регулярной доставки массовых скоропортящихся грузов (наши вакцины в страны СНГ, например).

Из допандемийных пилотов – была информация о совместном тестировании тематики у DHL и ОТЛК EРA, а также обсуждение в стенах "Почты России" о потенциальном использовании высокоскоростных поездов. Оба варианта являются логичными, так как почтовые службы наиболее приспособлены к занятию данной ниши за счет возможности формировать моногенные отправки и наличия собственной разветвленной инфраструктуры, в том числе на границах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер06.08.2021