18-10-21 / 2021
Новости отрасли
Использование промышленной или потребительской инфляции для расчета тарифов РЖД должно определяться целями госполитики в сфере железн...

В конце сентября глава ФАС Максим Шаскольский направил первому вице-премьеру Андрею Белоусову предложение изменить формулу расчета индексации тарифов РЖД на грузоперевозки в части показателя средней инфляции. Ранее ОАО "РЖД" сообщали, что смогли добиться рассмотрения вопроса о расчете тарифа на грузоперевозки на базе промышленной, а не потребительской инфляции. По всей видимости, РЖД ищут возможности для увеличения доходов, которые они могут направить на финансирование их долгосрочной инвестиционной программы, страдающей от дефицита (в 2022 г. нехватка средств может составить 270 млрд руб., в 2023 г. – 431 млрд руб., в 2024 г. – 791 млрд руб.) и включающей в себя различные дорогостоящие проекты, например прокладку Северного широтного хода.

Использование в процессе калькуляции тарифов промышленной инфляции вместо потребительской может помочь РЖД сократить дефицит инвестиционной программы примерно на 100 млрд руб. (вероятно, и больше), так как промышленная инфляция зачастую выше потребительской.

В свою очередь, подъем цен вагоноремонтных компаний, с одной стороны, может быть связан с ростом спроса на их услуги в связи с увеличением объемов грузовых перевозок по сети РЖД, с другой же – с подорожанием применяемых ими материалов, например стального проката.

Использование промышленной или потребительской инфляции для расчета тарифов РЖД должно, по моему личному мнению, определяться целями государственной политики в сфере железнодорожных перевозок. Если речь идет о поддержке компании "РЖД", то тогда можно применять данные о промышленной инфляции, которая, как я уже отметил, часто выше потребительской. Если же надо помочь ее клиентам, столкнувшимся, скажем, с падением спроса на их продукцию, то в подобном случае лучше все-таки использовать потребительскую инфляцию.

Однако надо учесть, что периодически потребительская инфляция превышает промышленную, и тогда РЖД могут не получить ожидаемых ими дополнительных доходов. Плюс тарифы на грузовые перевозки могут разогнать промышленную инфляцию, ведь индустриальные компании включают их в цены на свою продукцию. В результате может получиться замкнутый круг, страдать от которого будут простые россияне: по сути, они платят конечную цену за товары и продукты питания, транспортируемые по железным дорогам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер18.10.2021