24-12-24 / 2024
Новости отрасли
Искусственный интеллект в помощь эксплуатации

В настоящее время на железных дорогах нашей страны активно внедряются передовые технологии в области управления бизнес-процессами и диагностики объектов инфраструктуры. В этой работе участвует головной институт ОАО "РЖД" – АО "НИИАС". Над чем работают ученые сегодня, рассказал генеральный директор института Александр Долгий. – Александр Игоревич, какие программы выполняют специалисты вашего института совместно с ОАО "РЖД"? На чем был сделан акцент в 2024 году, что намечается в 2025-м? – Среди важнейших тем нашего сотрудничества с компанией – развитие высокоскоростного движения, внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы, решение вопросов цифровизации на транспорте и многое другое. Например, сейчас мы разрабатываем единую концепцию внедрения робототехнических комплексов и устройств на инфраструктуре ОАО "РЖД". На станции ЧелябинскГлавный Южно-Уральской железной дороги наши специалисты совместно с эксплуатационными службами 31 октября нынешнего года успешно провели предварительные испытания робототехнического комплекса по расцепке вагонов грузового поезда. Робот позволяет в любое время суток и в любую погоду расцеплять вагоны в автоматическом режиме. Работа выполняется в рамках реализации проекта "Цифровая железнодорожная станция" совместно с индустриальным партнером ООО "Р-Телематика" по заказу Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" и департамента технической политики. Пос ле завершения полного цикла испытаний робототехнический комплекс с кодовым названием "Горан" для расцепки вагонов на сортировочной горке будет введен в постоянную эксплуатацию к концу 2025 года. Актуальность подобных исследований подтверждает тот факт, что одна из наших разработок была признана победителем по итогам конкурса ОАО "РЖД" на лучшее качество подвижного состава и сложных технических систем. Награда получена в номинации "Сис темы диагностики и управления" за проект "Интегрированный пост автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС)". – Насколько удалось ученым продвинуться в сфере обеспечения беспилотных систем управления локомотивами? На каком этапе находятся разработки? – В августе 2024 года в Москве на МЦК впервые на сети дорог была запущена в постоянную эксплуатацию "Ласточка" с уровнем автоматизации 3. При этом управление движением поезда, обнаружение препятствий по ходу движения и остановка перед ними осуществляется автоматически. Машинист нужен только при возникновении отказов технических средств и для контроля посадки/высадки пассажиров на платформах. Управление поездом осуществляется с помощью нейросетей, которые анализируют окружающую обстановку и принимают решения.

Умный поезд оборудован системой технического зрения, состоящей из сенсоров различного физического принципа работы (оптическая камера, тепловизоры, лидары, ультразвуковые датчики и пр.), с дальностью действия до одного километра, а также датчиками для обнаружения препятствий в слепой зоне до 3 м. На сегодняшний день электропоезд ЭС2Г-113 совершил уже более 1000 рейсов с пассажирами на борту. В 2025 году планируем запустить в эксплуатацию беспилотные маневровые локомотивы на станции Лужской Октябрьской железной дороги. А также продолжим работу совместно с производителями подвижного состава над созданием электро поезда 4-го уровня автоматизации. В ближайшие 5 лет мы ожидаем кратное увеличение количества проектов, где ИИ будет помогать машинистам. Так, дистанционное управление "Ласточкой" на МЦК планируется внедрить с 2026 года. А через 10 лет искусственный интеллект сможет заменить машинистов на многих высокоинтенсивных участках железных дорог, например, таких как Восточный полигон. Для этого уже сегодня необходимо сосредоточиться на адресном развитии "умной" инфраструктуры, бортовых сенсорных систем, а также специализированных диспетчерских центров. – Какие еще технические средства с ИИ, в которых нуждаются Российские железные дороги сегодня, создаются учеными НИИАС? – В 2023 году мы подготовили проект национального стандарта "Искусственный интеллект на железнодорожном транспорте. Варианты использования". Институт сегодня внедряет большое количество систем с ИИ, например, одной из интересных систем является КЗСП (Комплекс компьютерного зрения для контроля занятости сортировочных путей). На сегодняшний день это единственный введенный в эксплуатацию программноаппаратный комплекс, который позволяет не только точно позиционировать (до 1 м) подвижные единицы по всей полезной длине сортировочного парка, но и адресно контролирует состояние плана и профиля путей, что критически важно для надежной работы функции прицельного торможения при роспуске составов на сортировочной горке. Еще одним примером является МСВА (Модульная система видеоаналитики на базе компьютерного зрения для объектов транспорта и мест скопления людей). Это многофункциональная система контроля за порядком и безопасностью на объектах пассажирской инфраструктуры, которая с помощью ИИ в режиме реального времени анализирует данные с видеокамер, метеостанций и других приборов индикации. В международном конкурсе BRICS Solutions Awards, проходившем в восьми номинациях, приняли участие 1343 проекта из 15 стран.

Большая часть была представлена в номинации "Искусственный интеллект и цифровые сервисы". МСВА стала единственным железнодорожным проектом, удостоенным высшей награды.


 

Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

24.12.2024