12-07-17 / 2017
Новости отрасли
Иски по рискам

Проводимая работа в ОАО "РЖД" по снижению количества претензий и сумм штрафных санкций за нарушение сроков доставки сегодня приносит свои результаты. Теперь реагирование на поступающие в ОАО "РЖД" претензии происходит в автоматическом режиме. Для этого в компании, правда, пока в пилотном режиме, запущена специальная АСУ. Этому будет способствовать и внесение изменений в законодательство.

Все жалобы и претензии клиентов к работе перевозчика будут обрабатываться в автоматическом режиме. Объемы перевозок грузов по железным дорогам сегодня неуклонно растут. Но ОАО "РЖД" пока не удается остановить рост убытков от исков за просрочку в доставке, поврежденный подвижной состав и несохранность перевозимых грузов.

По данным руководителя юридической компании ООО "Юрмедиа" Дмитрия Харитонова, ОАО "РЖД" имеет с начала года около 2,5 тыс. исков в свой адрес, большинство из которых удовлетворяются.

Заместитель генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" – начальник Управления правового обеспечения Игорь Бычков утверждает, что основная часть претензий, поступающих от клиентов, связана с просроченными доставками. И хотя за последний период показатели по срокам доставки грузов значительно выросли, как и в целом уровень организации перевозок, все же полностью и окончательно покончить с проблемой несвоевременной доставки грузов в нынешних условиях, по его мнению, невозможно.

Основная причина здесь в том, что у каждого вагона есть свой собственник, и без его ведома компания-перевозчик трогать вагон не имеет права. Из-за этого происходит постепенное затоваривание крупных станций порожним подвижным составом, что приводит к просрочкам по доставке грузов.

Еще одна причина в том, что ОАО "РЖД" сегодня находится в неравных условиях по отношению к остальным участникам перевозочного процесса. Так, штрафные санкции за просрочку для автоперевозчиков не превышают 50% от тарифа за перевозку, тогда как железнодорожники из-за штрафов могут и вовсе лишиться заработанных за данную услугу денег. Кстати, в Госдуму может быть внесен пакет поправок в Устав железнодорожного транспорта, которые заметно снижают размер пени, взыскиваемой с ОАО "РЖД" за просрочку доставки груза или порожних вагонов. Напомним, что сейчас пеня за каждые сутки просрочки составляет 9% от платы за перевозку вплоть до 100%. А в поправках суточная пеня снижена до 6% и установлен предел ее общего размера в 30% от провозной платы. Но в заключении правового управления Госдумы отмечается, что снижение пени и ее предельного размера "негативно скажется на стимулировании перевозчика надлежащим образом исполнить свои обязательства".

Но для того, чтобы быть привлекательными для клиентов, с ними необходимо наладить нормальную претензионную работу, считает юрист ООО "Конструктор решений", эксперт по претензиям в адрес ОАО "РЖД" Ольга Коваленко. "Претензионная работа – это своеобразная валюта для клиентов компании, позволяющая им поддерживать конструктивный диалог с перевозчиком-монополистом, – поддержал идею и генеральный директор АНО "Институт исследования проблем железнодорожного транспорта" Павел Иванкин.

"Мы специально перенаправили работу по удовлетворению претензий, поступающих в адрес ОАО "РЖД", в суды, чтобы к нам не было никаких претензий по объективности принимаемых решений, – аргументирует глава ООО "Юрмедиа" Дмитрий Харитонов. – Причем, как уже было сказано, большинство исков судами удовлетворяются, хотя в ОАО "РЖД" не всегда с этими решениями и согласны".

В то же время, как отметили в ЦФТО, ни одна жалоба, поступающая в РЖД от клиентов-грузоотправителей, сегодня не остается без рассмотрения и реагирования, хотя у ряда клиентов как раз в этом есть сомнения. Виновников инцидентов в РЖД, как правило, наказывают рублем, и делается это еще до оформления данной претензии в судебном порядке. Этому способствует и внедрение современных информационных технологий. Так, уже на протяжении четырех месяцев все поступающие по линии ЦФТО претензии и жалобы проходят через специальную АСУ, которая работает пока в пилотном режиме, и реагирование на них происходит автоматически. Эта система перед окончательным ее внедрением требует усовершенствования, отладки и доработки. А запущена она в работу как раз с целью максимального удовлетворения запросов клиентов РЖД.

"Мы будем стремиться к тому, чтобы уровень сервиса по удовлетворению претензий в грузовой работе стал таким же, какой налажен, например, в отношении пассажиров скоростного поезда "Сапсан", и уже в ближайшее время, уверен, мы этого достигнем", – резюмировал Игорь Бычков.

Остается надеяться, что грузоотправители по достоинству оценят усилия, предпринимаемые сотрудниками ЦФТО в этом направлении, и количество судебных исков в отношении ОАО "РЖД" по перевозочной работе в ближайшее время заметно уменьшится.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.07.2017