22-04-15 / 2015
Новости отрасли
IPO как средство против кризиса

Одной из самых заметных экономических новостей апреля стало обнародование ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания" планов о проведении IPO. Процедура запланирована на конец апреля, а всего компания планирует выставить на торги пакет объемом не менее 10% акций, которые будут продаваться на Московской бирже. Финансовые аналитики уже отметили, что это предложение вызовет активный интерес возможных инвесторов.

Как отмечается в материалах компании, около 5% акций будут дополнительно эмитированы к этому событию, а остальные принадлежат единственному акционеру компании - United Wagon PLC (Jersey), на 100% контролируемому группой "ИСТ". В ОВК ожидают, что акции войдут в котировальный список первого уровня. Глобальным координатором размещения выступает "ВТБ Капитал", а роли соорганизатора и совместного букраннера предложения с ним делит финансовая группа "Открытие".

"Почти 10 лет назад совместно с международными партнерами мы начали разработку революционной для российского рынка концепции производства инновационного грузового вагона, затем последовало строительство завода - на сегодняшний день одного из крупнейших и наиболее передовых предприятий транспортного машиностроения Европы. Принятая нами гибкая вертикально интегрированная модель обеспечивает устойчивость бизнеса к рыночным колебаниям и прибыльный рост, несмотря на нестабильную конъюнктуру рынка. Мы ожидаем, что IPO будет способствовать дальнейшему укреплению репутации ОВК в железнодорожной отрасли и расширит доступ компании к рынкам капитала", - отметил гендиректор ОВК Роман Савушкин, комментируя это событие.

НПК "ОВК" создана в 2012 году и сегодня объединяет под своим брендом несколько профильных компаний, в том числе Тихвинский вагоностроительный завод, НПЦ "Пружина", лизинговую компанию RAIL1520, и оператора "Восток1520". На конец I квартала 2015-го парк под управлением НПК "ОВК" составлял более 21 тыс. вагонов. ОВК производит вагоны нового поколения на тележке Барбер с осевой нагрузкой 25 тс. По итогам 2014 года компания выпустила 9,6 тыс. инновационных вагонов, став одним из крупнейших производителей таких вагонов в России.

В собственном отчете по МСФО за 2014 год в ОВК отмечали, что в течение 2015 года компании необходимо погасить более 25,2 млрд руб. для обслуживания своих финансовых обязательств, общая сумма которых составляет 128,9 млрд руб. При этом в СМИ указывалось, что почти 60% кредитных обязательств ОВК (74,765 млрд руб.) имеют сроки погашения не более 5 лет, а еще 28,9 млрд руб. - более 5 лет. В свете этой информации становится понятно, что для поддержания собственной устойчивости и дальнейшего развития при условиях низкого рынка вагоностроения компании крайне необходимо привлечь денежные средства в банках или у рынка.

Именно в этом ключе комментирует желание ОВК выйти на IPO аналитик RMG Андрей Третельников. "Долг ОВК достаточно большой и составляет около 90 млрд руб., - отметил он. - Для дальнейшего роста компании выгоднее делать IPO, на которое предлагается небольшой пакет акций. Вырученные средства планируется направить на дальнейший рост компании. ОВК сегодня нужен эффект масштаба, который позволит привлекать инвесторов в дальнейшем и дожить до того времени, когда профицит вагонов на рынке кончится".

С такой точкой зрения согласен аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. "Одной из причин IPO для вагоностроителей может быть долговая нагрузка компании, - рассказал он. - Привлечь деньги с рынка выгоднее, чем через банковские кредиты".

Стоимость 10%-ного пакета акций, которые ОВК планирует разместить на бирже, будет определена по итогам спроса и предложения. По мнению руководителя управления рынков акционерного капитала "ВТБ Капитал" Елены Хисамовой, ориентиром может служить оценка 100% акций компании, которую в этом инвестиционном банке оценивают в диапазоне 72,2- 87,3 млрд. руб. до учета дополнительной эмиссии. "Данная оценка является индикативной и может служить ориентиром до IPO", - предупредила Е. Хисамова.

Проявит ли рынок встречный интерес к их покупке? Да, несомненно, считают аналитики, опрошенные ИА РЖД-Партнер.ру.

Согласно позиции советника по макроэкономике гендиректора ОАО "Брокерский дом "Открытие" Сергея Хестанова, интерес к IPO ОВК на рынке присутствует по нескольким причинам. Первая из них - макроэкономическая: несмотря на кризисные явления в российской экономике, рублевый индекс ММВБ находится недалеко от исторических максимумов. Это показывает, что свободная рублевая масса на рынке есть. Во-вторых, вызывает интерес сам холдинг "ОВК", который включает в себя не только производственный дивизион, но и лизинговый и операторский бизнес. Наконец, инновационная продукция ОВК обладает долгим жизненным циклом и имеет повышенную экономическую привлекательность.

По мнению С. Хестанова, покупателями активов ОВК могут быть как организаторы сделки в лице банковских структур, так и неизвестные еще инвесторы, которые могут принять решение о покупке акций спустя 2-3 месяца после IPO. В свою очередь, М. Ганелин отметил, что ими могут быть пенсионные фонды, выступающие как якорные инвесторы, которые способны выкупить весь объем ценных бумаг, предложенных на бирже. Кроме этого, интерес вызывает и само IPO машиностроительной компании, которых так мало в РФ. С тем, что активы ОВК интересны для "ВТБ Капитала", согласна и Е. Хисамова, но в данном случае заявленные сокоординаторы сделки выступают, скорее, в роли посредников, помогая организовать, структурировать сделку и привлечь инвесторов.

Гендиректор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров уверен, что IPO ОВК пройдет успешно по причине уникальности бизнес-модели компании, куда входят вагоностроительный, вагоноремонтный, лизинговый и операторский блоки. Ее продукция находится в другом сегменте рынка, нежели обычные грузовые вагоны, и способна не только зарабатывать на свое содержание, но и оставлять владельцам средства на развитие. По подсчетам аналитика, обычный полувагон зарабатывает 450 руб. в сутки, а инновационный - более 1 тыс. руб., что позволяет поддерживать интерес к продукции ОВК как собственников вагонов, так и потенциальных инвесторов.

В итоге IPO позволит ОВК не просто продержаться на плаву во время спада перевозок, но и добиться выполнения собственной инвестиционной программы, а значит, роста, что и является целью любой рыночной компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру22.04.2015