09-09-15 / 2015
Новости отрасли
ИПЕМ предлагает повысить эффективность закупки локомотивов

Согласно оценке Института проблем естественных монополий ИПЕМ, сокращение инвестиционной программы РЖД оказало негативное влияние на экономику страны, и в частности на предприятия локомотивостроительного комплекса России. От РЖД производители ждут критериев долгосрочной инвестпрограммы по закупке локомотивов.В рамках V международного железнодорожного салона техники и технологий Экспо 1520 генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян заявил, что закупка локомотивов по инвестиционной программе компании в 2015 году снизилась на 28%, или на 23 млрд руб., по сравнению с 2013 годом (тогда железнодорожная компания закупила 804 локомотива на сумму 83,5 млрд руб.).

Это вызвало сокращение налоговых выплат в консолидированный бюджет на 44% (15 млрд руб., из которых 11,4 млрд руб. – в федеральный бюджет) и потерю рабочих мест в локомотивостроении на 9,6% (3,4 тыс. человек). Существующие экономические условия не позволяют ОАО "РЖД" поддерживать необходимый уровень обновления локомотивного парка без государственной поддержки.

"Однако повысить эффективность закупок локомотивов можно, определив перечень ключевых экономических, технических и эксплуатационных критериев", – уточнил Юрий Саакян.

На основе этих критериев компания сможет сформировать долгосрочную инвестиционную программу обновления парка тягового подвижного состава, что позволит производителям эффективнее планировать свою деятельность.

По словам заместителя начальника Дирекции тяги ОАО "РЖД" по развитию Николая Михальчука, такие параметры уже есть. Их задают нормативные документы, законы, ГОСТы и сертификационные требования к подвижному составу.

Кроме того, в настоящий момент локомотивного парка у перевозчика хватает. Однако, простаивая на базе запаса, появляется проблема старения тяги, которая сказывается на эффективности его использования в перевозочном процессе.

"В целом на эффективность закупки влияет множество факторов. Эффективность – это величина, показывающая разницу между потраченными ресурсами и итоговым результатом, которая измеряется в процентах снижения износа парка", – говорит эксперт.

По мнению специалиста, обеспечивать повышение надежности и эффективности работы тяги за счет сервисного обслуживания и ремонта на всем жизненном цикле должны производители.

Издержки от приобретения современного локомотива покрываются за счет кардинального снижения стоимости его эксплуатации и обслуживания, считает вице-президент по развитию бизнеса "Alstom Транспорт" по региону Россия и СНГ Сергей Кофман. А дополнительным плюсом становится снижение потребления энергии.

"Объединение договоров поставки локомотивов с договорами на обслуживание на весь жизненный цикл может стать эффективным инструментом для обеспечения прибыльности бизнес-модели конечного потребителя услуг, а соответственно и оператора – РЖД", – считает топ-менеджер компании.

Он также отметил необходимость унификации и укрупнения парков современных локомотивов, что позволит сократить затраты на создание дополнительных объемов запасных частей для обслуживания и обеспечить оборачиваемость компонентов.

"Ключевыми критериями эффективной закупки нужно считать долговременные договоры поставки "семейств" локомотивов с четко определенными параметрами каждого решения с одновременным заказом сервисного обслуживания всего объема поставляемых локомотивов", – говорит господин Кофман.

На его взгляд, дополнительным инструментом обеспечения загрузки российских локомотивостроительных предприятий может стать развитие их экспортного потенциала, что станет возможным только в случае применения современных технологий и заинтересованности в этих технологиях крупнейшего потребителя – ОАО "РЖД". Однако для этого необходимы обновление локомотивных парков и оптимизация режимов эксплуатации, в том числе пересмотр графиков движения и ежедневных пробегов каждого локомотива.

Между тем в ИПЕМе уверены – критерии позволят определить, нужен ли для конкретной задачи дорогой подвижной состав с высокими эксплуатационными характеристиками или можно обойтись более простой и доступной моделью локомотива.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.09.2015