02-10-13 / 2013
Новости отрасли
ИПЕМ предлагает модель размещения порожних вагонов, схожую с регулировкой автопарковки

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) подготовил исследование «Перспективная модель управления парками порожних вагонов и работы грузового комплекса». В нём предлагается упорядочить размещение временно не задействованного в перевозке порожняка, разделив станции на «красные» и «зелёные» категории, а также посредством экономического стимулирования операторов. Принять соответствующие правила, считают в ИПЕМ, должен государственный регулятор, а именно Росжелдор.

Один из разработчиков исследования, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук, полагает, что ситуацию на железной дороге можно соотнести с ситуацией на автомобильных магистралях, так как в обоих случаях существуют один владелец инфраструктуры и множество её пользователей.

Поэтому, убеждён эксперт, решением части проблем, в том числе увеличения времени доставки грузов из-за простоя порожних вагонов, могут стать правила, аналогичные Правилам дорожного движения.

Предложения ИПЕМ заключаются в следующем. Во-первых, нужно категорировать железнодорожные станции на «красные», то есть на которых длительный отстой порожних вагонов нежелателен, поскольку он ограничивает их пропускную и перерабатывающую способность до критических значений, и на «зелёные», на которых рекомендован длительный отстой вагонов.

«В случае если вагоны компаний-операторов будут стоять на «красных» станциях дольше установленного технологией норматива, с них будет взиматься повышенная ставка, а право перемещения этих вагонов будет делегировано владельцу инфраструктуры и перевозчикам», – пояснил Владимир Савчук.

При этом, по задумке ИПЕМ, следует создать электронный перечень «красных» и «зелёных» станций с индикатором «свободных мест» аналогично системам, действующим на автопарковках. Кроме того, учёные предлагают применить экономическое стимулирование операторов на заключение долгосрочных договоров на отстой вагонов на «зелёных» станциях путём предоставления скидок в случае заключения соответствующего договора.

«Регулирование нахождения порожних вагонов на сети и создание электронной системы «свободных парковочных мест» позволят разгрузить критические для работы сети станции и дадут операторам возможность эффективно управлять своим парком, направляя вагоны с «красных» станций на «зелёные», – говорит Владимир Савчук. – Список «красных» критических станций не будет длинным, и на этих станциях в большинстве случаев возможна альтернатива в виде путей необщего пользования».

Эксперт подчеркнул, что задача принятия общих для участников рынка правил размещения «порожняка» лежит на федеральных органах исполнительной власти, в данном случае – Росжелдоре. Он считает, что регулятору следует занять активную позицию в принятии методики категорирования станций, правил перемещения «порожняка» с «красных» станций и составлении списков станций обеих категорий.

В Росжелдоре не смогли прокомментировать предложения ИПЕМ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.10.13«Красочные» правила