24-09-18 / 2018
Новости отрасли
Инвесторов пошлют на Сахалин через Гороховец

Фигурантам "списка Белоусова" достались сомнительные проекты

В план развития магистральной инфраструктуры в РФ могут внести ВСМ Москва-Нижний Новгород за 706 млрд руб. и мост на Сахалин вместе с портом на острове. Всего ОАО РЖД предложило проекты на 3,2 трлн руб., но именно в эти два должны вкладывать компании из "списка Белоусова". Хотя чиновники обещали им финансово привлекательные проекты, ВСМ и мост к таким точно не относятся. По мнению экспертов, в результате либо речь пойдет о фактическом изъятии средств, либо ОАО РЖД их просто не получит. Впрочем, от одного из самых сомнительных с точки зрения экономики проектов инвесторам удалось увернуться: ВСМ до Махачкалы в список не вошла.

В проект комплексного плана развития магистральной инфраструктуры в РФ до 2024 года предложено внести высокоскоростную магистраль Москва-Гороховец (участок ВСМ Москва-Казань) и мост на Сахалин вместе с портом на острове, список может расшириться, рассказал замминистра транспорта Алан Лушников: проекты предложены для софинансирования компаниям из "списка Белоусова". Помощник президента Андрей Белоусов в июле заявил об изъятии сверхдоходов металлургов, угольщиков и химиков ( см. "Ъ" от 10 августа ), затем идея трансформировалось в призыв софинансировать инфраструктурные и социальные проекты ( см. "Ъ" от 25 августа ). О возможности включения ВСМ и моста в перечень упоминал первый заместитель гендиректора ОАО РЖД Александр Мишарин ( см. "Ъ" от 12 сентября ).

В Минтрансе уточнили, что ВСМ до Гороховца пойдет по новым путям, а затем подключается к существующей железной дороге до Нижнего Новгорода. На этом этапе предусмотрен капитальный грант 200 млрд руб. из бюджета, 200 млрд руб. из средств ОАО РЖД, остальное - частный капитал. Общая стоимость проекта на участке Железнодорожный- Гороховец - около 621,5 млрд руб., то есть объем внебюджетных инвестиций - 221,5 млрд руб. "Есть еще 148 млрд руб., которые нужно вложить в депо и в пути в Москве и на подходах к ней",- добавляют в Минтрансе.

Переход Селихин -Ныш с мостом на Сахалин фигурирует в проекте магистрального плана вместе с портом на Сахалине, отмечает министр транспорта Евгений Дитрих. "По мосту в плане нет господдержки: исходно в модель ОАО РЖД было заложено 250 млрд руб., сейчас их нет",- уточнил Алан Лушников. В документах ОАО РЖД сахалинский проект фигурирует в категории "требующие принятия отдельного решения", стоимость - 589,3 млрд руб. Монополия планировала финансировать строительство моста через концессию, в том числе с портом ( см. "Ъ" от 21 августа ). Один из источников "Ъ" утверждает, что претендентов пока нет.

Предложенный главой Чечни Рамзаном Кадыровым проект ВСМ до Махачкалы ( см. "Ъ" от 26 июня ) пока не вошел ни в проект магистрального плана, ни в перечень для инвесторов из "списка Белоусова". Также в последнем нет проекта ВСМ Екатеринбург-Челябинск. "Но коллеги из регионов, которые очень сильно проект поддерживают, обсуждают его с уральским бизнесом",- пояснил Алан Лушников. В проекте, говорит он, есть капитальный грант на стадии строительства (размер не уточняется) и часть, которая должна быть выплачена на стадии эксплуатации. "Регионы выражают готовность поделиться с концессионером всем эффектом, который они в течение десяти лет получат от железной дороги",- добавил чиновник. В целом ОАО РЖД, согласно его материалам, предложило в план проекты на 3,2 трлн руб.

И Андрей Белоусов, и первый вице-премьер Антон Силуанов не раз подчеркивали, что будут предлагать компаниям "списка Белоусова" инвестиционно привлекательные проекты. "Ни о каких обязательных действиях по "заталкиванию" бизнеса речи не идет",- уверял господин Белоусов. Глава РСПП Александр Шохин 21 сентября говорил, что проекты "пройдут процедуру road show" и ведомства "должны показать, какие финансовые инструменты, какая финансовая модель, сроки окупаемости, чтобы заинтересовать бизнес". Но у сахалинского проекта крайне шаткая грузовая база и финансовая модель под вопросом, а ВСМ, по данным ОАО РЖД, окупается только за счет капитального гранта ( см. "Ъ" от 3 сентября ). По мнению главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, предложение этих проектов инвесторам - "чудовищная ошибка". Он поясняет, что не вызовут раздражения и дадут ОАО РЖД шанс на получение средств короткие, локальные проекты, ориентированные на повышение эффективности транспортного обслуживания самих грузовладельцев-инвесторов. ВСМ и мост, подчеркивает эксперт,- это, по сути, просто изъятие средств у бизнеса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ24.09.2018