Стратегический актив продадут по частям без права управления Акционерное общество "Укрзализныця" (УЗ, Украинская железная дорога) получило разрешение на проведение IPO (первое публичное размещение акций). Соответствующее соглашение подписано с Министерством инфраструктуры Украины и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). От продажи ценных бумаг на фондовой бирже компания рассчитывает привлечь $3 млрд инвестиций на реализацию стратегии развития до 2023 года.
Выход УЗ на фондовый рынок стал возможен после того, как Верховная рада 2 октября приняла закон об отмене запрета на приватизацию более 60 имущественных комплексов предприятий железнодорожного транспорта, включая инфраструктуру. В 2017 году после реорганизации компании все они вошли с состав акционерного общества.
По мнению председателя правления УЗ Евгения Кравцова, продажа акций на фондовой бирже позволит компании привлечь средства с рынка капитала на более выгодных условиях, чем кредитование. "Мое видение – провести продажу части акций на открытом рынке. Но так, чтобы государство сохранило контроль над ключевым активом и в то же время были привлечены частные инвесторы, которые дали бы деньги на развитие компании", – сообщил Евгений Кравцов. По его словам, проведение IPO ориентировочно продлится от 1 до 3 лет. Это связано с тем, что фондовые биржи выдвигают жесткие критерии листинга, включая стоимость активов эмитента (УЗ), величину дохода, размер выпуска ценных бумаг и затраты. Поэтому компании необходимо время на переход в "публичный режим" и выполнение всех требований по размещению акций в открытую продажу. Также предстоит выбрать фондовую биржу, так как условия размещения в зарубежных странах разные.
В целом на реализацию стратегии развития УЗ необходимо порядка 150 млрд грн ($6 млрд), включая модернизацию и обновление подвижного состава и тяги, хотя от IPO компания ожидает выручить ровно половину. Остальные необходимые средства планируется все-таки получить за счет кредитов международных финансовых организаций и $2,2 млрд заработать самим.
В то же время член правления УЗ Иван Юрик отметил, что привлечение инвесторов в акционерный капитал повысит прозрачность компании. И в настоящий момент речь не идет о стопроцентной приватизации, а скорее о продаже миноритарной доли, которая не позволит инвесторам напрямую управлять УЗ, но повысит ее привлекательность.
Как уточнил министр инфраструктуры Владислав Криклий, акции УЗ будут котироваться в системе международного финансово-аналитического агентства Bloomberg. Сейчас ведомство готовит законопроект о разделении компании на три профильных оператора, которое должно завершиться до конца 2021 года. "Один оператор будет отвечать за доступ к инфраструктуре, электрификацию, эксплуатацию и развитие сети. Второй оператор займется пассажирскими перевозками, чтобы минимизировать убытки и максимально свести их к нулю. Третья компания будет генерировать доходы для государства от грузовых перевозок, то есть приносить прибыль", – сказал министр.
"Какой будет подписка на акции УЗ, закрытой или открытой, и их количество, зависит от приоритетов Правительства Украины, так как, по большому счету, это стратегически важная компания и она имеет определенную государственную ценность. Тем не менее выход на IPO это, безусловно, прецедент. УЗ является крупнейшим региональным перевозчиком, поэтому размещение акций, конечно, вызовет интерес инвесторов, в том числе зарубежных. Хотя на успешность размещения будут влиять два фактора: макроэкономическая стабильность и политическая. По экономике прогноз будет опубликован на днях, второй момент прогнозировать просто невозможно", – сообщил "Гудку" советник ЕБРР по РФ и Украине Антон Усов.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок 1520 | 09.11.2019 |