09-11-19 / 2019
Новости отрасли
Инвесторам сделают предложение

Стратегический актив продадут по частям без права управления Акционерное общество "Укрзализныця" (УЗ, Украинская железная дорога) получило разрешение на проведение IPO (первое публичное размещение акций). Соответствующее соглашение подписано с Министерством инфраструктуры Украины и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). От продажи ценных бумаг на фондовой бирже компания рассчитывает привлечь $3 млрд инвестиций на реализацию стратегии развития до 2023 года.

Выход УЗ на фондовый рынок стал возможен после того, как Верховная рада 2 октября приняла закон об отмене запрета на приватизацию более 60 имущественных комплексов предприятий железнодорожного транспорта, включая инфраструктуру. В 2017 году после реорганизации компании все они вошли с состав акционерного общества.

По мнению председателя правления УЗ Евгения Кравцова, продажа акций на фондовой бирже позволит компании привлечь средства с рынка капитала на более выгодных условиях, чем кредитование. "Мое видение – провести продажу части акций на открытом рынке. Но так, чтобы государство сохранило контроль над ключевым активом и в то же время были привлечены частные инвесторы, которые дали бы деньги на развитие компании", – сообщил Евгений Кравцов. По его словам, проведение IPO ориентировочно продлится от 1 до 3 лет. Это связано с тем, что фондовые биржи выдвигают жесткие критерии листинга, включая стоимость активов эмитента (УЗ), величину дохода, размер выпуска ценных бумаг и затраты. Поэтому компании необходимо время на переход в "публичный режим" и выполнение всех требований по размещению акций в открытую продажу. Также предстоит выбрать фондовую биржу, так как условия размещения в зарубежных странах разные.

В целом на реализацию стратегии развития УЗ необходимо порядка 150 млрд грн ($6 млрд), включая модернизацию и обновление подвижного состава и тяги, хотя от IPO компания ожидает выручить ровно половину. Остальные необходимые средства планируется все-таки получить за счет кредитов международных финансовых организаций и $2,2 млрд заработать самим.

В то же время член правления УЗ Иван Юрик отметил, что привлечение инвесторов в акционерный капитал повысит прозрачность компании. И в настоящий момент речь не идет о стопроцентной приватизации, а скорее о продаже миноритарной доли, которая не позволит инвесторам напрямую управлять УЗ, но повысит ее привлекательность.

Как уточнил министр инфраструктуры Владислав Криклий, акции УЗ будут котироваться в системе международного финансово-аналитического агентства Bloomberg. Сейчас ведомство готовит законопроект о разделении компании на три профильных оператора, которое должно завершиться до конца 2021 года. "Один оператор будет отвечать за доступ к инфраструктуре, электрификацию, эксплуатацию и развитие сети. Второй оператор займется пассажирскими перевозками, чтобы минимизировать убытки и максимально свести их к нулю. Третья компания будет генерировать доходы для государства от грузовых перевозок, то есть приносить прибыль", – сказал министр.

"Какой будет подписка на акции УЗ, закрытой или открытой, и их количество, зависит от приоритетов Правительства Украины, так как, по большому счету, это стратегически важная компания и она имеет определенную государственную ценность. Тем не менее выход на IPO это, безусловно, прецедент. УЗ является крупнейшим региональным перевозчиком, поэтому размещение акций, конечно, вызовет интерес инвесторов, в том числе зарубежных. Хотя на успешность размещения будут влиять два фактора: макроэкономическая стабильность и политическая. По экономике прогноз будет опубликован на днях, второй момент прогнозировать просто невозможно", – сообщил "Гудку" советник ЕБРР по РФ и Украине Антон Усов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.11.2019