15-12-10 / 2010
Новости отрасли
Инвестиционная программа РЖД на 2011 год в размере 350 млрд. рублей не позволяет обеспечить прирост перевозочных мощностей

Инвестиционная программа РЖД на 2011 год в размере 350 млрд. руб., по сути, не позволяет обеспечить прирост перевозочных мощностей. А на развитие основных направлений сети до 2020 года в соответствии с прогнозируемыми объемами перевозок требуется более 2,2 трлн. руб. Где же брать средства? Поскольку до сих пор не введено ни частичного дерегулирования тарифов, ни инвестиционной тарифной составляющей, а прямые субсидии из бюджета и Инвестиционного фонда в транспортные объекты невелики, такой вопрос, как выпуск инфраструктурных железнодорожных облигаций, становится все более актуальным.

Компания предлагает эмитировать ценные бумаги на 447 млрд. руб. Именно столько требуется для выполнения задач, заложенных в ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". Однако в Минфине изначально хотели, чтобы инфраструктурные облигации были чисто корпоративными, а вот в ОАО "РЖД" считают, что они должны быть или государственными, или выпускаться под гарантии государства. Позиция железнодорожников объясняется в том числе тем, что облигации с государственными гарантиями обойдутся эмитенту дешевле, а интерес инвесторов вызовут больший. Да и не вполне целесообразно ОАО "РЖД" выпускать корпоративные облигации, поскольку при развитии регулируемой государством инфраструктуры компания получает лишь косвенную прибыль в виде увеличения грузооборота, а основной выигрыш достается грузовладельцам.

Кроме того, немаловажно, что проект закона "Об инфраструктурных облигациях" все никак не может покинуть стены Федерального агентства по фондовым рынкам, и, как утверждают эксперты, увидим мы его еще не скоро.

Минфин понять можно. Государственные гарантии - это госдолг, и наращивать его весьма нежелательно. Но ОАО "РЖД", в свою очередь, указывает, что в данном случае игра стоит свеч. Если обычный срок окупаемости при инвестициях в инфраструктуру составляет от 20 лет и выше, то здесь госбюджет в виде налогов и пошлин вернет эти 447 млрд. руб. за 12 лет. Кроме того, еще не подсчитан эффект для негосударственных пенсионных фондов, которые в развитых странах являются основными покупателями инфраструктурных облигаций. Ну и, наконец, других источников пока просто не видно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.12.10Долги наши