12-11-12 / 2012
Новости отрасли
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» дополнится источниками

Индексация грузовых железнодорожных тарифов на 7% в 2013 году способна обеспечить лишь стабильную работу отрасли без заметного развития. Поэтому правительство предлагает сделать инвестиционную программу компании более амбициозной, используя новые инвестиционные инструменты.

Согласно утвержденной в среду кабинетом министров инвестиционной программе ОАО "РЖД" расходы компании в 2013-2015 годах составят 1,1 трлн руб., из них в 2013 году - 411,4 млрд руб.

Как сообщил министр транспорта Максим Соколов, индексация тарифа на 7% в следующем году была одобрена еще в то время, когда прогнозируемый уровень инфляции был на уровне 5,5%, а сейчас Минэкономразвития повысило его до 7%.

Это означает дополнительные расходы РЖД в следующем году. По сути, проекты, которые способствуют снятию ограничений на инфраструктуре, проводятся с использованием заемных средств. К ним относятся подходы к портам Северо-Запада и ряд направлений на черноморские порты. Срок окупаемости у них менее 15 лет. "Для реализации заявленного объема инвестпрограммы в 2013-2015 годах ОАО "РЖД" вынуждено продолжить дальнейшее наращивание кредитного портфеля, - заметил Максим Соколов. - В результате коэффициент уровня долга к EBITDA в 2015 году составит 2,5". Сейчас у компании он меньше единицы. Приоритетом для инвестирования будут подходы к портам, развитие московского транспортного узла, обновление путей, программы безопасности, а также закупка тягового подвижного состава, износ которого достиг критического уровня. "В 2013 году будет закуплено 770 единиц локомотивов - все, что сможет произвести наша промышленность", - добавил министр транспорта.

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин сообщил, что после 2015 года у компании закончатся источники для поддержания высокого уровня инвестиционной программы (доходы от приватизации, возможности дешевых займов из-за роста долговой нагрузки). "Поэтому будет необходима государственная поддержка даже не для компании, а для железнодорожной инфраструктуры", - заявил Владимир Якунин. При этом РЖД выполняют указания руководства страны о снижении собственных издержек на 10% ежегодно. Владимир Якунин напомнил, что в этом году, к примеру, инвестиционная программа была увеличена почти на 64 млрд руб., потому что любые деньги, которые высвобождаются, РЖД прежде всего направляют на развитие инфраструктуры, расшивку "узких" мест, снижение износа подвижного состава.

Еще одна проблема состоит в том, что по финансовому плану уровень чистой прибыли РЖД на 2013 год ожидается на уровне всего 1,1 млрд руб., что очень мало для компании с оборотом более триллиона руб. При небольшом изменении конъюнктуры можно получить отрицательный результат.

Министр экономического развития Андрей Белоусов считает, что резервы для увеличения прибыли нужно, тем не менее, искать в операционной деятельности компании, потому что две трети собственных расходов РЖД идут на поддержание функционирования сети. "У компании увеличиваются операционные расходы, - замечает Андрей Белоусов. - К примеру, на резервы по сомнительным долгам в 2013 году запланировано 80 млрд руб. против 63 млрд в этом году".

Премьер-министр Дмитрий Медведев заметил, что средств, конечно, недостаточно для реализации всех планов по развитию, однако инвестиционная программа вполне может быть более амбициозной за счет привлечения частных инвестиций, в том числе и выпуска инфраструктурных облигаций и привлечения частных средств. Ранее правительство дало поручение разработать механизм инвестирования пенсионных накоплений в железнодорожную инфраструктуру, и к декабрю он должен быть подготовлен.

Со своей стороны Владимир Якунин предложил внести в резолюцию пункт об ускорении работы над законодательной базой, потому что даже если компания и находит возможность привлечь частные инвестиции для развития или расширения, то железнодорожную инфраструктуру нельзя передавать частным компаниям.

Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов после заседания правительства сообщил журналистам, что инвестпрограмма компании может быть скорректирована в случае получения дополнительных доходов от приватизации активов РЖД. Также уже разработана и представлена в правительство модель сетевого контракта, который должен помочь компании решить проблему убыточных, но необходимых в социальных целях участков сети.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.11.12С прицелом на развитие