17-07-21 / 2021
Новости отрасли
Инвестиции за счет прейскуранта

На Украине планируют повысить стоимость перевозки дешевых грузов

Министерство инфраструктуры Украины (МИУ) 5 июля опубликовало проект приказа о поэтапном увеличении тарифов на железнодорожные перевозки грузов 1-го и 2-го классов. Целью документа является уменьшение перекрестного субсидирования в грузовом секторе. По прогнозам МИУ, вступление приказа в силу позволит дополнительно привлечь почти 2 млрд грн (около 62 млн евро) на реализацию железнодорожных проектов.

Согласно документу, с сентября текущего года необходимо повысить тариф на перевозки грузов 1-го класса на 8%. К таковым относятся железная руда, уголь, минеральные удобрения, цемент и огнеупорное сырье. Сейчас коэффициент таких перевозок составляет 1,695, планируемый коэффициент – 1,831. В январе 2022 года МИУ планирует повторно увеличить тариф на 20,4% (до коэффициента 2,204).

Двухэтапное увеличение тарифа также предполагается для грузов 2-го класса, например зерна. С сентября текущего года коэффициент планируют повысить с 2,419 до 2,613 (на 8%), а с января следующего года – до 2,783 (еще на 6,5%).

"Установленные в 1997 году тарифы для грузов 1-го тарифного класса были на 20% ниже среднего уровня (за него принимали коэффициент грузов 2-го класса. – Ред.), а для 3-го класса (металлопродукция и нефтепродукты) – на 23,9% выше среднего уровня, – говорится в пояснительной записке МИУ. – С тех пор диспропорция между уровнями тарифных классов постоянно увеличивалась".

В МИУ отметили, что действующая система тарификации образовала дисбаланс экономики, поскольку покрытие убыточных видов деятельности "Укрзализныци" (УЗ) осуществляется за счет прибыльных видов деятельности. При этом объем прибыльных перевозок ежегодно сокращается в связи с уменьшением производства товаров, относящихся к 3-му тарифному классу грузов (в первую очередь черных металлов).

"Объемы перевозки грузов 3-го класса (экспорт, импорт, внутреннее сообщение) в период с 2008 по 2020 год уменьшились почти в два раза. По прогнозам УЗ, рост показателей этой категории грузов не ожидается", – говорится в пояснительной записке МИУ.

По словам министра инфраструктуры Украины Александра Кубракова, представленный проект приказа предполагает рекордное увеличение тарифов.

"Впервые речь идет не об индексации тарифов, а о сближении классов, – добавил Александр Кубраков. – Это позволит УЗ уже в этом году привлечь дополнительные 2 млрд грн (62 млн евро), а в следующем году – рекордные 10 млрд грн (310 млн евро)".

По данным МИУ, эти денежные средства увеличат финансовую возможность компании для ремонта подвижного состава и реализации инфраструктурных проектов. Среди них реконструкция 365 км пути и 95 стрелочных переводов, капитальный ремонт 68 км пути, техническое переоснащение и ремонт искусственных сооружений хозяйства пути, тяговых подстанций и устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также модернизация подвижного состава.

В ходе общественных обсуждений проекта приказа свое обращение уже направил Центр аграрной логистики и инфраструктуры (создан как общественная организация в конце августа 2019 года). Его президент Владислав Белах в письме к министру инфраструктуры Украины отметил, что поэтапное увеличение тарифов на перевозку грузов 2-го класса не имеет экономического обоснования.

"Сегодня указанные грузы имеют положительную рентабельность, – сообщил Владислав Белах. – Изменение стоимости перевозки может привести к оттоку зерновых культур на альтернативные виды транспорта (автомобильный и речной)".

При этом глава общественной организации добавил, что предложенный процент повышения тарифов грузов 1-го класса является недостаточным.

"Перевозки этих товаров нерентабельные, – говорится в обращении. – Мы считаем необходимым увеличить коэффициент грузов 1-го класса до уровня 2-го класса. Реализация этой инициативы позволит увеличить дополнительные доходные поступления УЗ почти вдвое – до 18-20 млрд грн (около 600 млн евро), минимизировать отток грузов 2-го и 3-го классов, а также станет первым шагом на пути ликвидации распределения стоимости перевозки по тарифным классам, что предусмотрено стратегией УЗ на 2019-2023 годы".

"Мы слышим аграриев и понимаем, что основной объем грузоперевозок – это руда и уголь (грузы 1-го класса. – Ред.). Исходя из этого мы и будем выстраивать новую тарифную политику. При этом окончательное решение будет принято по результатам общественного обсуждения", – подытожил Александр Кубраков.

Замечания и предложения к проекту приказа принимаются МИУ в течение месяца со дня его опубликования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152017.07.2021