15-05-19 / 2019
Новости отрасли
Инвестиции в Мосузел в рамках CAPEX РЖД в 2019г соразмерны вложениям в "восточный полигон"

Вложения в развитие московского ж/д узла (теперь - центральный ж/д узел) в рамках инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" в 2019 году могут оказаться соразмерными с объемом средств, выделяемых на дальневосточное направление.

Разбивка инвестиционной программы компании приведена в проспекте к выпуску "зеленых" бондов РЖД, которые монополия планирует разместить в ближайшее время ("Интерфакс" ознакомился с документом).

Столичный узел является крупнейшим пассажирским хабом в ж/д системе РФ, напоминает монополия: он состоит из большого и малого колец Московской железной дороги (МЖД) и 10 радиальных направлений, обеспечивает более чем 50% пригородных и 23% дальних пассажирских перевозок в стране. В 2012 г. совместно со столичными властями компания сформировала и утвердила программу первоочередных мероприятий по развитию ж/д узла. Ее реализация намечена на период до 2024 г.

Одной из ключевых составных частей стала реконструкция 54-километрового Московского центрального кольца, которое было запущено в 2016 г. Линия состоит из 31 транспортно-пересадочного узла, связанного с городским общественным транспортом, в том числе 17 станциями метро (11 из этих остановок будут иметь крытые галереи для перехода, а 10 - переход к пригородным поездам). На кольце курсируют электрички "Ласточка".

Кроме того, запущено тактовое движение электропоездов до Зеленограда (петербургское направление), организована дополнительная остановка "Спутников" на платформе Отдых (казанское направление МЖД) для транспортной доступности аэропорта "Жуковский". Построен дополнительный главный путь на одном из участков ветки в аэропорт "Домодедово", запущены дополнительные пригородные поезда на радиальных направлениях и новые остановочные пункты в рамках интеграции савеловского, курского и павелецкого направлений. Инвестиции монополии в проект в 2016-2018 гг. составили 36,8 млрд руб., 35,6 млрд руб. и 47 млрд руб., соответственно.

Между тем, в 2019 г. они выросли до 105,8 млрд руб. При этом в 2019 году на эти цели РЖД может получить в капитал 40 млрд руб., вместо предусмотренных 5,25 млрд руб. Так, на реализацию проектов развития ж/д инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов предусматривается выделение РЖД 40 млрд рублей, следует из проекта поправок к закону о бюджете на 2019-2021 годы, опубликованном в среду. В то время как действующим законом устанавливается, что 5,25 млрд руб. могут быть направлены в уставный капитал ОАО "РЖД" в 2019 г. при поступлении в федеральный бюджет в указанном объеме субсидии из бюджета города Москвы на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги (МЖД).

"Российские железные дороги" отмечают, что с 2019 по 2024 гг. на проект московского ж/д узла планируется направить 529,9 млрд руб., в том числе 165,2 млрд руб. - из федерального бюджета и 160,9 млрд руб. - из бюджета Москвы, а также 225,1 млрд руб. собственных средств компании. Инвестиции в том числе пойдут на создание "центральных диаметров" по направлениям Одинцово-Лобня, Нахабино-Подольск, Крюково-Раменское и Апрелевка-Железнодорожная (предполагает курсирование электричек через центр столицы), а также на завершение ранее начатых проектов.

Эта мера позволит сократить время пассажиров в пути и разгрузит другие виды транспорта, особенно метро. Последующее осуществление проекта "позволит создать современную экологически чистую транспортную систему", повысить мобильность населения и переключить пассажирские перевозки с автомобильного на ж/д транспорт, отмечает компания.

Что же касается "восточного полигона", то, согласно проспекту, в рамках государственных поручений в 2019 г. предусматриваются вложения в размере 76,4 млрд руб. (из них - 41 млрд руб. придется на собственные средства компании, 35,4 млрд руб. - на ассигнования из федерального бюджета). Масштабная программа реализуется уже несколько лет. Средства направляются на увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. В частности, предполагается проложить более 400 км путей, завершить развитие участка Комсомольск-на-Амуре - Советская гавань (Хабаровский край), построить новые тоннели.

Общая стоимость проекта составляет 520,5 млрд руб. В 2013 г. правительство РФ постановило выделить на него 260 млрд руб. государственных средств. Из них 110 млрд руб. должны были поступить в капитал РЖД из федерального бюджета через выпуск обыкновенных акций и 150 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) - через выпуск "префов" монополии.

В числе "важных инициатив группы" также обозначено развитие инфраструктуры для увеличения объемов экспорта нефти из РФ в Китай и "повышения эффективности транспортировки". Проект включает строительство новых путей и электрификацию на участке Карымская-Забайкальск. Ожидается, что проект будет завершен к середине 2019 г.

С начала реализации проекта получены средства ФНБ в размере 70 млрд руб. и средства федерального бюджета в размере 21,47 млрд руб. Сама монополия в 2018 г. вложила в проект 18,9 млрд руб. собственных средств, в 2017 и 2016 гг. - 47,1 млрд и 49,2 млрд руб., соответственно. Проект первоначально планировалось завершить к 2017 г., но согласно последнему графику, этот срок сдвигается на 2020 г. (правда, окончательного решения по этому поводу официально еще не принято), уточняет перевозчик.

В то же время, помимо 76,4 млрд руб. как на "госпрограмму", на дальневосточном направлении предполагаются собственные вложения "Российских железных дорог". Они "зашиты" в статье "ликвидация "узких мест". В целом, согласно проспекту, общие вложения в 2019 г. по ней по всей стране составляют 136,5 млрд руб.

При этом более подробную разбивку минувшей осенью монополия приводила в проекте своего финансового плана на ближайшую трехлетку, направлявшегося на утверждение в правительство. На "расшивку" "бутылочных горлышек" в направлении Дальнего Востока в 2019 г. закладывалось 36,7 млрд руб. (включая 8,55 млрд руб. на "перешивку" колеи на российский стандарт на Сахалине). При этом, правда, вся инвестиционная программа оценивалась в гораздо меньшую сумму - 628,4 млрд руб. (сейчас - в 681,9 млрд руб.), всего на снятие инфраструктурных ограничений в проекте capex тогда закладывалось 121,3 млрд руб.

Помимо этого, в проекте финплана РЖД отмечалось, что в 2019 г. отдельно компания планирует выделить 5,2 млрд руб. на II этап проекта "БАМ/Транссиб", 2,5 млрд руб. - на завершение предпроектных проработок по транспортному переходу на Сахалин и 1 млрд руб. - на решение "президентской задачи" по увеличению транзита в 4 раза.

Другие значимые проекты "Российских железных дорог", на которые предполагаются инвестиции в 2019 г., представлены ниже в таблице. В частности, средства предполагается направлять на развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна со стороны Нижней Волги: все 49,1 млрд руб. будут собственными средствами компании. Также в 2019 г. компания выделит 8,9 млрд руб. на модернизацию линии Междуреченск-Тайшет для увеличения вывоза угля из Кузбасса в восточном направлении.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.05.2019