11-03-14 / 2014
Новости отрасли
Инвестиции работают на перспективу

Озвученные группой "Сумма" планы о возможном строительстве портовых терминалов по перевалке зерна и контейнеров в акватории порта Николаев участники рынка оценивают положительно. Учитывая рост экспортного потенциала Украины в глобальной торговле зерном, эти проекты к моменту своей реализации через 3-4 года окажутся очень востребованными бизнесом.

Представители "Суммы" (управляет ОАО "НМТП" и Объединенной зерновой компанией) заявили, что в случае положительного завершения переговоров и стабилизации ситуации на Украине проект строительства на принадлежащей ПАО "Очаковский рыбоконсервный комбинат" территории зернового и контейнерного терминалов мощностью 5 млн т и 250 тыс. TEU соответственно предполагается реализовать в течение 3 лет. Причем российская компания готова вложить в портовые терминалы около $300 млн, а в дальнейшем планирует управлять проектами самостоятельно. В "Сумме" подчеркивают, что бизнес-план строительства разрабатывался довольно давно и не связан с политическими событиями вокруг Украины последнего времени. "Соглашения такого уровня не готовятся за неделю, - заявил ИА "РЖД-Партнер.ру" пресс-секретарь группы Евгений Тимошинов. - Полностью проект может быть реализован только после стабилизации политической обстановки в стране".

Среди опрошенных агентством экспертов прозвучали разные мнения по поводу перспектив данного проекта. При этом если наличие грузовой базы для контейнерного терминала оценивалось более скептически, то в необходимости нового зернового терминала в акватории Николаевского порта практически не было сомнений.

По мнению президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, "Сумма" рассчитывает построить зерновой терминал в Николаеве не под свои российские проекты, а планирует заработать на перевалке украинского зерна. По данным союза, сегодняшние мощности Украины по перевалке зерна избыточны. Страна экспортирует около 20 млн т данной номенклатуры в год, а портовые мощности рассчитаны на перевалку более 30 млн т. Но при этом экспортный потенциал республики весьма велик. "Мы считаем, что в ближайшие годы он будет расти и исчерпает возможности транспортной системы, - уверен А. Злочевский. - На украинском рынке российская группа сможет конкурировать с существующими терминалами как по цене, так и по качеству перевалки. Эффективность своей работы она уже доказала в Новороссийске".

С мнением российского эксперта согласен и генеральный директор украинского зернового оператора ООО "Первая логистическая компания" Олег Бурлаченко. "Во-первых, основной поток зернового экспорта из Украины обеспечивается мощностями трех одесских морских портов, которые уже не справляются с потребностями трейдеров. Во-вторых, там сложилась крайне высокая цена перевалки, которую надо снижать путем конкуренции", - пояснил он. Он также считает, что при наличии мощной инфраструктуры по перевалке зерна в российских портах и высокого уровня железнодорожных тарифов данный проект рассчитан именно на украинское зерно.

Схожие прогнозы дает аналитик украинского аналитического агентства "АПК-Информ" Андрей Купченко: "Сегодня как никогда актуальным является расширение и совершенствование экспортной инфраструктуры, в том числе и портовых терминалов. В первую очередь востребованы терминалы с большой пропускной способностью - 4-5 млн т зерна в год". На сегодняшний день общая перевалочная мощность терминалов Украины оценивается в 55 млн т в год, но основные терминалы, сосредоточенные в районе Одессы, в Николаевской области и в Крыму, способны обеспечить перевалку не более 40 млн т продукции в год. В текущем сезоне объем экспорта зерновых и масличных культур прогнозируется на уровне более 36 млн т. Соответственно, уже в следующем сезоне или через сезон при благоприятных условиях данный показатель может увеличиться до 40-45 млн т, что потребует дополнительных мощностей. В агентстве отмечают, что кроме проектов "Суммы" на Украине анонсированы и другие глобальные проекты строительства портовых терминалов.

Оценка перспектив перевалки контейнеров через порты Украины прозвучала более сдержанно.

"В украинских портах простаивает около половины мощностей по перевалке контейнеров. Новые мощности там просто не имеют грузовой базы, - заявил редакции собеседник из Национальной контейнерной компании. - Поэтому озвученные планы российского бизнеса, скорее всего, вызваны желанием сверху показать инвестиционную активность российского капитала в юго-восточных регионах Украины".

Однако президент НП "Гильдия экспедиторов" Семен Резер считает, что спрос на перевозки контейнеров через бассейны Черного и Азовского морей у российских предприятий не удовлетворен и у новых терминалов на юге хорошие перспективы. С таким взглядом согласен и собеседник редакции в Ассоциации морских торговых портов: "Зная успешную политику группы в области портовой логистики, можно предположить, что в данном случае речь идет о стратегии, рассчитанной на долгий срок реализации и собственную грузовую базу".

Дополнительным источником формирования грузовой базы под контейнерный терминал может служить наличие в Николаеве собственного судостроительного и машиностроительного кластера, который неоднократно привлекал внимание российских инвесторов и заказчиков. Интерес инвесторов сдерживался политическими рисками, рассказал ИА "РЖД-Партнер.ру" начальник Центра транспортной координации и транспортно-технологических систем института "Союзморниипроект" Энгельс Гагарский. Если новая ситуация на Украине позволит такие риски снять, то проекты на Черноморском побережье страны станут для российского бизнеса очень привлекательными.

Обращать внимание на зависимость озвученных перспектив от политической ситуации призвал независимый эксперт Александр Казаков. "Российскому бизнесу и в более спокойные времена очень непросто работалось в портах Украины, - сообщил он в разговоре с корреспондентом ИА "РЖД-Партнер.ру". - Достаточно вспомнить эпопею ОАО "НКК" с покупкой контейнерного терминала в порту Ильичевск, сделка по которому до сих пор находится в подвешенном состоянии". Эксперт считает, что эффективность проектов очень зависима от позиции украинского государства, которое до сих пор очень пристально контролировало бизнес-проекты в сфере транспорта.

Впрочем, в самой Украине к перспективам роста перевалки грузов в порту относятся более оптимистично. "При наличии экономического интереса и партнерских отношений межгосударственные отношения вторичны", - считает О. Бурлаченко. Учитывая опыт международной экономики, с ним трудно не согласиться.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру11.03.2014