01-12-14 / 2014
Новости отрасли
Инвестиции под контролем

Как можно судить из попавшей в СМИ информации об обсуждении инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2015-2017 гг., правительство в целом одобрило политику стратегической поддержки инфраструктурной компании через индексацию грузовых тарифов и прямых бюджетных отчислений. Единственное отличие от ситуации прошлых лет состоит в том, что в условиях экономических неурядиц и дефицита средств за расходами компании попросили присмотреть общественников.

Напомним, что в четверг, 27 ноября, правительство РФ рассмотрело вопрос "О проектах инвестиционной программы и финансового плана ОАО "РЖД" на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.". В этом году компания функционирует в условиях нулевой индексации тарифов со стороны государства, спада объемов погрузки, изменения структуры перевозок по видам грузов и направлениям, увеличения дальности перевозок и, как следствие, снижения доходной ставки. Начиная с сентября прошлого года она неоднократно докладывала об экономических последствиях нулевой индексации тарифов и просила разрешить их индексацию.

На заседании правительства президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин отчитался о том, что со своей стороны руководство компании реализовало все необходимые меры по сокращению затрат, а также провело мероприятия по привлечению заемного финансирования, включая выпуск инфраструктурных облигаций на 50 млрд руб., несмотря на оптимизацию расходной базы в 2013 году почти на 100 млрд руб. и вынужденное административное сокращение издержек в 2014-м еще на 84,9 млрд руб.

"Дальнейшее сокращение расходов за счет совершенствования управления в компании практически невозможно. В 2015 году это будет 5,5 млрд руб. Снижение издержек последних 2 лет связано прежде всего с неполной рабочей занятостью наших людей и сокращением капитального ремонта", - заявил глава РЖД журналистам по итогам заседания правительства РФ в четверг, добавив, что правительство России отметило невозможность дальнейшего снижения расходов за счет сокращения капитального ремонта.

Финансовый план компании на 2015 год сформирован на базе актуализированного прогноза социально-экономического развития страны, в соответствии с которым предусмотрено проведение индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в размере 10% и выделение ОАО "РЖД" средств из федерального бюджета в сумме 30 млрд руб. в виде субсидии для поддержания финансовой сбалансированности компании, обеспечения безопасности перевозочного процесса посредством проведения работ по капитальному ремонту объектов основных средств.

Рост погрузки на сети железных дорог в 2015 году ожидается на 1,1% к прогнозному уровню 2014-го. При данных параметрах объем доходов от перевозок составит 1358,8 млрд руб., показатель долговой нагрузки, чистый долг/EBITDA будет на уровне отметки 2,6. При этом рост удельной себестоимости железнодорожных перевозок в 2015 году запланирован на уровне 4,8%, что ниже прогнозируемой среднегодовой инфляции в 6,7%.

Общий объем средств, предусмотренный проектом инвестиционного бюджета компании на период 2015-2017 гг., прогнозируется в размере 1,4 трлн руб., в том числе в 2015 г. - 414,1 млрд, 2016 г. - 486,6 млрд, 2017 г. - 532,8 млрд.

Более половины инвестиционных средств в 2015-2017 гг. планируется направить на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений президента и правительства РФ (53,3% от общего объема инвестиционного бюджета). К числу таких проектов относятся: развитие Восточного полигона (БАМа и Транссиба), мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, развитие участка Междуреченск - Тайшет, строительство обхода Краснодарского узла, проект строительства железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (участок Журавка - Миллерово).

"В целом программа была поддержана", - отметил В. Якунин, которого цитирует пресс-служба РЖД.

Данный факт положительно оценивают эксперты, опрошенные ИА РЖД-Партнер.ру, в том числе участвовавший в экспертных обсуждениях проекта плана президент НП "Гильдия экспедиторов" Семен Резер. "Все понимают, что отрасли нужно больше денег, но в современных условиях сам факт выделения бюджетной поддержки для РЖД стоит оценивать положительно, - заявил он. - В результате дискуссий принят достаточно приемлемый план инвестирования компании на ближайшую перспективу, который позволит поддерживать инфраструктуру в рабочем состоянии". С. Резер отметил, что у отрасли все равно будут проблемы с финансированием в условиях продолжающегося спада перевозок и других экономических трудностей. Поэтому он считает, что нужно активнее привлекать частные инвестиции в железнодорожный транспорт, отменив все прошлые запреты на их использование. Вторым способом доходов для ОАО "РЖД" должна стать экономия собственных издержек, которая попутно снизит издержки грузовладельцев. "Нужно понимать, что спад перевозок не будет продолжаться вечно. Он и сегодня наблюдается не во всех секторах. Например, контейнерные перевозки растут. Главное, чтобы отрасль оказалась готова к будущему росту", - сказал С. Резер.

Влияние принятой программы на экономический рост смежных отраслей отметил вице-президент "Евраза" Илья Широкоброд. "Для "Евраза" БАМ и Транссиб - это не только дополнительные 150-200 тыс. т рельсов, поставленные нашему стратегическому партнеру - ОАО "РЖД", - пояснил он. - Мы перевозим большое количество продукции по железной дороге - руды, угля, стальной продукции - и заинтересованы в эффективной организации логистики. Развитие инфраструктуры вдоль железнодорожных артерий, освоение новых территорий стимулирует рост спроса на сталь и металлоконструкции, от этого выиграют все участники рынка". По мнению вице-президента металлургического холдинга, интенсивное развитие инвестиционных проектов на Урале, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке невозможно без расширения транспортной сети, ликвидации узких мест, масштабного обновления путевого хозяйства.

Похожей точки зрения придерживаются и в Институте проблем естественных монополий. Ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник обращает внимание на то, что принятие данной инвестиционной политики благоприятно действует на экономику. "Принятие увеличенного на 4,5% объема инвестпрограммы РЖД на 2015 год (414,1 млрд руб. вместо ожидавшихся 396 млрд) положительно оценивается транспортным сообществом, - сказал эксперт. - Ведь ускоренные темпы развития отрасли, особенно в труднодоступных местах, являются стимулом для развития экономики страны". Кроме того, А. Слободяник отметил, что в правительстве не получили поддержки предложения Министерства финансов о дальнейшем замораживании роста зарплат железнодорожников. В 2014-м индексация заработной платы работников ОАО "РЖД" была осуществлена только на 2,63% при прогнозируемом уровне инфляции около 9%.

"Необходимо отметить, что РЖД является социально ориентированной компанией, которой для удержания высококвалифицированного персонала необходимо проводить индексацию заработной платы. Отказ от продления практики заморозки зарплат положительно скажется на сотрудниках компании, которые составляют 880 тыс. человек, или 1,16% экономически активного населения России", - заявил А. Слободяник.

Вице-президент НО "Союзгрузпромтранс" Виктор Евпаков предлагает не упускать из виду очень скромные планы РЖД по привлечению дополнительных грузов и необходимость значительных усилий по модернизации работы инфраструктурной компании. "Бюджетные субсидии и индексация тарифов смогут только законсервировать современную ситуацию на железнодорожном транспорте, - отметил он. - Для того чтобы активнее зарабатывать, компании нужно вносить изменения в принципы организации грузовой работы, привлекать новых грузовладельцев на железную дорогу. Запланированный рост погрузки в 1,1% слишком мал для устойчивого развития". По мнению В. Евпакова, 30 млрд руб., которые планируется выделить из бюджета в 2015 году, пойдут на обслуживание финансовых инструментов компании, а программы капитального ремонта путей и замены парка локомотивов вновь могут быть сокращены.

Обеспокоенность исполнением инвестпрограммы была обозначена также участниками экспертного совета при правительстве и совета потребителей услуг ОАО "РЖД", которые представили свои отчеты к заседанию. В частности, в обоих отчетах в качестве возможного риска реализации положений инвестпрограммы отмечалась неопределенность источника средств в объеме 100 млрд руб., предназначенных для выкупа инфраструктурных облигаций РЖД.

В отчете экспертного совета обращается внимание на риски, связанные с ослаблением курса рубля и, соответственно, увеличением расходов на выплаты по займам в иностранной валюте. Еще один риск - сокращение объема инвестпортфеля в 2015 году в связи с возможным отсутствием средств из ФНБ. Экспертный совет также обратил внимание, что в инвестпрограмме представлен детальный план по закупке тягового подвижного состава (план инвестиций - 66 млрд руб.). Специалисты рекомендовали проработать этот вопрос с детальным обоснованием эффективности инвестиций и указанием планов по замещению тяги при ее фактическом дефиците.

В свою очередь, совет потребителей выделил риск снижения или отсутствия прибыли от продажи акций дочерних и зависимых обществ, а также отсутствия или существенного сокращения бюджетных ассигнований в 2016-2017 гг. В связи с этим эксперты рекомендовали ОАО "РЖД" представить стресс-сценарий выполнения показателей 2014-го и прогноз на 2015 год с корректировкой курсов валют и погрузки и грузооборота.

Члены обеих организаций сошлись также во мнении о необходимости определения показателей эффективности по каждому из проектов инвестпрограммы с оценкой влияния на отрасль, экономику, эффектов для потребителей (снижение скорости доставки грузов, сокращение времени в пути для пассажирских поездов и т. п.). Также специалисты рекомендуют разработать программу сокращения затрат на 2015-2017 гг.

По итогам заседания кабинета министров правительственной комиссии по транспорту с участием совета потребителей поручено обеспечить организацию мониторинга реализации инвестпрограммы и финплана ОАО "РЖД" и достижения их целевых показателей.

В современной экономической ситуации внешний мониторинг, тем более в такой мягкой форме, со стороны неформальных общественных организаций будет положительно воспринят как властью, так и бизнесом. С одной стороны, совет потребителей при необходимости обратит внимание руководителей РЖД на сложные моменты реализации программы, с другой - правительство смогло переложить часть экспертных рисков на специалистов транспортного рынка, оставив за собой право итогового решения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру (rzd-partner.ru). Новости транспорта01.12.2014