16-12-16 / 2016
Новости отрасли
ИНТЕРВЬЮ - Железнодорожные операторы ждут модели

Российские железнодорожные операторы, которые почти год прожили без программного документа отрасли - целевой модели рынка грузовых перевозок, ожидают его утверждения и предлагают проанализировать итоги структурной реформы на железнодорожном транспорте, сообщил в интервью РИА Новости исполнительный директор саморегулируемой организации "Союз участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Алексей Дружинин.

Союз объединяет компании, которые в общей сложности контролируют около 70% всего парка подвижного состава РФ. Прежняя целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок действовала до 2015 года. Проект новой - до 2020 года - разрабатывается Минэкономразвития с учетом предложений РЖД и участников рынка. Планировалось, что правительство РФ утвердит документ в первом квартале 2016 года. Однако он до сих пор не принят.

Структурная реформа на железнодорожном транспорте была разделена на три этапа. Сроком окончания последнего из этапов изначально значился 2010 год. Затем было принято решение о ее продлении до 2015 года. С 2011 года в соответствии с правительственными решениями реформирование железнодорожного транспорта осуществлялось в рамках четвертого этапа структурной реформы и Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.

БЕЗ МОДЕЛИ

Формально срок действия программы структурной реформы на железнодорожном транспорте закончился еще в 2015 году, напоминает Дружинин, а новый программный документ в отрасли пока так и не принят.

"Это (отсутствие утвержденного документа – ред.) один из проблемных вопросов для нас ... Модель - документ на среднесрочную перспективу. И весь этот год мы, по сути, жили без программного целевого документа. По проекту, который разрабатывает Минэкономразвития, дискуссии пока еще продолжаются", - рассказывает Дружинин.

Подход Союза к мероприятиям целевой модели рынка его исполнительный директор характеризует как достаточно консервативный. "Принимать какие-то системные решения сегодня следует крайне осторожно. Они не должны деформировать баланс интересов участников рынка, сложившийся в процессе реализации программы структурной реформы и ранее принятых целевых моделей", - рассуждает Дружинин.

При этом Союз считает, что не надо совсем отказываться от экспериментов в области работы частных перевозчиков, взяв за основу их работы существующую модель перевозок собственными поездными формированиями.

"Нам следует сохранить базовые элементы предыдущих моделей, в первую очередь те институты рынка, которые были созданы, это относится, разумеется, и к рынку операторских услуг. Мы также одобряем позицию Минтранса о том, что нужно снимать избыточные ограничения, введенные в отношении объектов инфраструктуры по их вовлечению в оборот, поскольку сегодня очевидно, что эти ограничения являются тормозом для инвестиций в инфраструктуру", - добавляет Дружинин.

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ИТОГИ

Возвращаясь к структурной реформе, Дружинин отмечает, что она закончилась, а ее итоги так и не были проанализированы.

"В 2015 году закончился срок действия программы структурной реформы. Надо смотреть, что же дальше. Можем ли мы говорить, что завершили реформу или необходим очередной ее этап? Если завершили, может быть, стоит подвести ее итоги: что получилось, что нет, как изменилась нагрузка на грузоотправителей, какие мероприятия удалось осуществить, какие нет", - рассуждает исполнительный директор СРО.

По его мнению, необходимо сделать качественный анализ с выводами об итогах реформы и на их основе планировать дальнейшее развитие отрасли. Инвестиции в железнодорожный транспорт достаточно долгосрочные, и рынок должен понимать, какие будут правила игры, добавляет Дружинин.

"Долгосрочные инвестиции требуют стабильных правил игры", - заключает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПРАЙМ16.12.2016