01-04-10 / 2010
Новости отрасли
Интервью с президентом РЖД Владимиром Якуниным

- Когда сопоставляешь различные антикризисные меры российского правительства, складывается впечатление, что РЖД по сравнению с другими госмонополиями несколько обделены его вниманием. Вам не кажется, что ваша компания - самая нелюбимая госкорпорация?

- Железнодорожный транспорт сталкивается с теми же проблемами, что и другие отрасли. Мы прекрасно отдаем себе отчет, что у правительства огромное количество вопросов, на которые, кроме него, никто дать ответ не может. Но когда речь идет об устойчивости работы железной дороги, обеспечении безопасности страны, ее обороноспособности, решении социальных задач, государство находит ресурсы, чтобы РЖД не были убыточными. Об этом свидетельствует, к примеру, выделение субсидий в 50 млрд. рублей в прошлом и нынешнем году. Да и мы не сидим сложа руки. Разработанная программа антикризисных мер позволила нам в 2009-м сэкономить 187,9 млрд. рублей. А вот что касается того, одинаково ли родители относятся к своим дочкам... Вспоминается один анекдот, когда бабушка объясняет внучкам: с того, кто тянет, больше и спрашивают. Значит, мы, по мнению руководителей нашей страны, тянем. А раз тянем, значит, с нас можно требовать.

- Как вы видите развитие РЖД? Позволяют ли выделяемые компании средства проводить изменения?

- Кризис ограничил возможности РЖД, вынудив нас более чем в 1,5 раза сократить инвестпрограмму 2009 года. Тем не менее, компания сформировала 263 млрд. рублей инвестиций и продолжила работу по модернизации железных дорог. Средства направляются на организацию скоростного движения на участке Санкт-Петербург - Хельсинки, решаются задачи транспортного обеспечения Олимпийских игр в Сочи, особое внимание уделяется мероприятиям по организации безопасного движения, ликвидации "узких мест" в пропускной способности, модернизации инфраструктуры основных направлений сети. Только в обновление подвижного состава было вложено свыше 60 млрд. рублей. До создания ОАО "РЖД" тот масштаб закупок, который у нас сейчас, был недоступен для железнодорожных предприятий. Общий объем средств, предусмотренных инвестиционным бюджетом РЖД на 2010 год, составляет 270,5 млрд. рублей, в том числе на олимпийские проекты - 71,8 млрд. рублей.

- Поговорим о взаимодействии РЖД с портами. Известно, что в пиковые периоды при транспортировке грузов из портов в пункты назначения регулярно возникают заторы...

- Сразу вас остановлю, потому что это сейчас неактуально. Актуально другое: наши брошенные поезда стоят у портов. Загруженные продукцией составы не могут пройти через них, так как зачастую там отсутствует нормальная организация. Скажем, выпал снег - и его некому убрать. У нас 5 тыс. человек с Октябрьской железной дороги были мобилизованы, чтобы обеспечивать работу инфраструктуры: в петербургском порту не расчищались пути и отправка грузов застопорилась. Естественно, это проблема порта. А представители бизнеса считают, что проблемы связаны с железной дорогой. Руководство Новолипецкого меткомбината (НЛМК) жалуется, что из-за нехватки вагонов им ограничили объем ежедневной погрузки. Ограничена пропускная способность не железной дороги, а порта. Кстати, основной акционер НЛМК [Владимир Лисин. - Прим. "РБК"] является одновременно и владельцем Морского порта Санкт-Петербург. Поэтому пусть лучше займется уборкой снега, а мы поможем.

- В 2009-м году активно обсуждалась возможная сделка между РЖД и "Газпромом" по выкупу недостроенной железной дороги на Ямале. Кроме просьб "разгрузить "Газпром", высказанных Владимиром Путиным, вас просят о льготах, поддержке социальных проектов и пр. Как с учетом очевидно невыгодных покупок и предоставления льгот вы планируете достичь экономической эффективности?

- Если позволите, предлагаю видоизменить один неполиткорректный оборот. Владимир Владимирович, как всякий нормальный человек, конечно, может и просьбы высказывать, но в качестве премьер-министра он дает нам поручения. И его поручение, касающееся железнодорожной инфраструктуры, построенной "Газпромом" на Ямале, именно так и было сформулировано: Министерству экономического развития, "Газпрому" и нам совместно рассмотреть этот вопрос. Чем мы и занимаемся в настоящее время. Что будет дальше, посмотрим. Это государственное решение, но оно может основываться только на принципах равной экономической целесообразности как для "Газпром а", так и для РЖД. Обе компании - собственность государства, и в итоге оно примет именно то решение, которое будет отвечать этим экономическим критериям.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК Журнал01.04.10Раз тянем, значит, с нас можно требовать