05-08-11 / 2011
Новости отрасли
Интервью с директором Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Сергеем Тугариновым

На вопросы "ТР" отвечает директор Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Сергей Тугаринов.

- В начале года Правительство Российской Федерации одобрило ход реформы на железнодорожном транспорте и продлило ее осуществление до 2015 года. На ваш взгляд, какие наиболее важные вопросы предстоит решить за этот период?

- Хотелось бы отметить, что Правительством Российской Федерации определено, что реформирование должно осуществляться с учетом изменений и интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве, в условиях формирования Единого экономического пространства.

Так, до 2015 года нам предстоит создать нормативную правовую основу для доступа хозяйствующих субъектов государств - участников Соглашения о создании Единого экономического пространства к услугам российского железнодорожного транспорта.

Одновременно с принятием решения о продлении реформирования железнодорожного транспорта до 2015 года правительство утвердило Целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года.

В этом программном документе отражены главные задачи, которые предстоит решить в ближайшей перспективе для того, чтобы на рынке железнодорожных грузовых перевозок наконец появилась развитая конкуренция.

В частности, Целевая модель предусматривает появление на рынке независимых перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов в рамках моделей "на маршруте" и "за маршрут".

В операторском сегменте рынка грузовых перевозок предполагается формирова-

ние минимум 3-4 крупных общесетевых компаний. Эти компании будут составлять ядро операторского рынка, обеспечивать заказ на подвижной состав нового поколения и обновление подвижного состава с целью недопущения дефицита погрузочных ресурсов на рынке.

Предусмотрены также реализация мероприятий тарифного регулирования, в том числе унификация тарифов в межгосударственном и внутригосударственном сообщениях, сокращение разрыва между существующими тарифными классами, унификация тарифов на порожний пробег грузовых вагонов вне зависимости от класса ранее перевозимого груза.

- Проблемы с управлением полностью приватным парком подвижного состава, существующие на территории России, распространились и на пространство СНГ и Балтии. На ваш взгляд, что нужно предпринять, чтобы разрешить эту проблему как внутри страны, так и на сопредельном рынке грузовых перевозок?

- В условиях продолжения мероприятий по реформированию отрасли Министерство транспорта РФ совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также ОАО "РЖД" осуществляет разработку мер, направленных на повышение эффективности использования российского вагонного парка, в частности, повышение производительности подвижного состава, сокращение его порожнего пробега.

В целях повышения эффективности перевозочного процесса грузоотправителям необходимо реализовать целый ряд мероприятий, часть из которых нашла отражение в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, утвержденной Правительством РФ.

В первую очередь, я говорю о совершенствовании нормативно-правового регулирования.

В частности, подготовлены комплексные изменения в правила перевозок грузов железнодорожным транспортом в части определения правовых условий перевозки порожних вагонов. Предлагаемая схема управления порожними вагонами упорядочит отношения между перевозчиком и оператором, что создаст условия для повышения эффективности работы парков грузовых вагонов и позволит разгрузить инфраструктуру железных дорог.

Необходимо отметить, что обеспеченность перевозок подвижным составом в значительной мере зависит от эффективности технологических процессов эксплуатации рабочего парка грузовых вагонов.

В первую очередь, речь идет о создании электронно-торговой системы, с помощью которой как участники рынка перевозок, так и пользователи их услугами смогут получать информацию о предложении и спросе на рынке грузовых перевозок, сведения о наличии на сети подвижного состава, доступного для перевозок.

Ведется работа по созданию полноценной электронно-торговой площадки, концепция которой недавно рассматривалась на заседании президиума Совета участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава, а уже сейчас на сайте ОАО "РЖД" открыт информационный портал - электронная информационная площадка грузоотправителей и операторов, которая позволяет обеспечить информирование о дислокации и операциях с грузами, вагонами, контейнерами.

Также предстоит реализовать ряд мер тарифного регулирования, наиболее важной из которых является задача по унификации тарифов, о которой я ранее уже говорил, но могу повторить. Это унификация тарифов в межгосударственном и внутригосударственном сообщениях, сокращение разрыва между существующими тарифными классами, унификация тарифов на порожний пробег грузовых вагонов вне зависимости от класса ранее перевозимого груза.

Кроме этого, на наш взгляд, особое внимание на современном этапе должно уделяться вопросам антимонопольного регулирования.

Так, ФАС России, принимая во внимание то, что при создании Первой и Второй грузовых компаний ОАО "РЖД" заняло доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению вагонов, выдала поведенческие условия указанным компаниям, которые представляют собой обязательные для исполнения предписания о соблюдении указанной группой лиц "правил игры" на рынке перево-зок и взаимосвязанном с ним рынке оперирования грузовыми вагонами.

В ближайшее время будет принято решение о продаже контрольного пакета акций Первой грузовой компании, что является серьезным шагом на пути демонополизации операторского рынка.

Как видите, уже сейчас у нас есть комплекс мер и некоторый опыт в решении проблем, возникающих при управлении крупными частными вагонными парками.

По нашему мнению, весь комплекс этих мер или их часть могут быть реализованы и в других странах, в первую очередь пространства 1520, в которых возникают аналогичные проблемы.

Мы готовы делиться опытом.

- Алгоритм решения вопросов технического регулирования принципиально изменился в связи с созданием Таможенного союза. На какой стадии находится разработка наднациональных стандартов и технических регламентов?

- 15 июля 2011 года на 29-м заседании Комиссии Таможенного союза принят ряд основополагающих технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта ("О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта").

Установление обязательных требований в области железнодорожного транспорта, содержащихся в технических регламентах Таможенного союза, должно оказать положительное влияние на повышение уровня безопасности и качества объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Предполагается, что в результате возникнут новые стимулы для предпринимательской деятельности, сблизятся подходы по установлению требований в нормативно-правовых документах государств - членов Таможенного союза в сфере безопасности, а также будут созданы условия для снижения затрат на проведение обязательного подтверждения соответствия.

В целом в результате этой работы мы ожидаем улучшения экономического и инвестиционного климата, создания благоприятной инновационной среды.

Вместе с тем предстоит еще большая работа по разработке, внесению изменений и пересмотру межгосударственных стандартов и сводов правил.

Решением Комиссии Таможенного союза об утверждении технических регламентов в области железнодорожного транспорта российской стороне с учетом предложений республик Беларусь и Казахстан поручено разработать и в установленном порядке внести на рассмотрение Комиссии Таможенного союза проект программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов и сводов правил.

Уверен, что данная работа будет выполнена в кратчайшие сроки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт России04.08.11Развитая конкуренция - признак цивилизованного рынка