28-08-18 / 2018
Компания в СМИ
Интерфакс, 28.08.2018

Globaltrans собирает вагоны

Рост рынка и стремление заместить арендованный парк собственным подтолкнули Globaltrans к увеличению инвестиционной программы в 2018 году. Вместо 1,5 тыс. единиц подвижного состава группа закупит более чем вдвое больше, расширяя присутствие как в традиционном для себя сегменте полувагонов, так и в нишевой сфере танк-контейнеров, а также заключая новые долгосрочные контракты. При этом рост рынка позволяет компании делать щедрые выплаты акционерам, даже несмотря на вычет суммы затрат по лизингу из free cash flow, объем которого влияет на размер дивидендов. По оценкам группы, общая сумма выплат по итогам 2018 года будет как минимум на уровне предыдущего года.

РЫНОК ХОРОШИЙ И СТАВКИ ИНТЕРЕСНЫЕ

Описывая благоприятную конъюнктуру на рынке массовых грузовых ж/д перевозок в I полугодии, Globaltrans отмечает, что грузооборот на сети российских железных дорог вырос на 4%, погрузка - на 3%. Спрос на перевозки навалочных грузов способствовал их увеличению в сегменте ненефтяных грузов на 4%, "что превышало рост предложения", отметил оператор. Нефтеналивной же сегмент стабилизировался на фоне вывода из эксплуатации старых цистерн и ввода незначительного числа новых (чистое сокращение парка составило примерно 2,5 тыс. или 1%).

В то же время, на этом фоне операционные показатели группы - грузооборот и объемы перевозок - снизились на 6% и 5%, соответственно. Но при благоприятных условиях в сегменте полувагонов средняя стоимость груженой отправки продолжила расти, увеличившись в январе-июне по сравнению с тем же периодом 2017 г. на 25%. Чистый прирост числа полувагонов в РФ (около 12,6 тыс., или 2,5%) не оказывает негативного влияния на ставки и востребован из-за "опережающего роста спроса на перевозки", отметила компания. В нефтяном сегменте ценовые условия также практически не изменились по сравнению с прошлым годом.

При этом группа сообщила о новых долгосрочных контрактах, заключенных в I полугодии с "Трубной металлургической компанией" и ЧТПЗ. За счет 5-летних договоров объемы перевозок группы "значительно вырастут" - "до 70% от потребностей этих клиентов в ж/д перевозках". Только по ТМК количество вагонов под грузопотоки вырастет на 25-30% от нынешнего.

При этом железнодорожная компания подчеркнула, что оба контракта трубников "прекрасно дополняют" ее логистические схемы. Она уже имеет "долгосрочку" с "Магнитогорским металлургическим комбинатом", "Металлоинвестом". С учетом таких же контрактов с "Роснефтью" их доля в доходах компании приблизилась к 50%.

В итоге общая выручка выросла на 14% (до 43,4 млрд руб.), а скорректированный показатель (без учета тарифных составляющих соисполнителей) - на 19% (до 30,1 млрд руб.). Опрошенные "Интерфаксом" аналитики инвестиционных компаний и банков ожидали более скромных результатов - увеличения на 14% (почти до 29 млрд руб.).

При этом группа подчеркнула, что "сохранила строгий контроль над издержками". "Несмотря факторы, способствующие росту затрат, совокупные операционные денежные затраты выросли лишь на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - сообщила компания. Одновременно коэффициент порожнего пробега по полувагонам стал по-прежнему удерживается на самом низком за последние 5 лет уровне в 37% (38% - в I полугодии 2017 г.), общий - снизился с 47% до 45%. Операционная прибыль увеличилась на 42%, до 13,6 млрд руб.

"Строгий контроль издержек в сочетании со значительным ростом выручки обусловили рост (рентабельности - ИФ) по скорректированной EBITDA до 55%, скорректированной EBITDA - на 37%, до 16,5 млрд руб.", - отметил Globaltrans. Консенсус-прогноз скорректированной EBITDA составлял 15,2 млрд руб., что то на 25,5% больше, чем за первые 6 месяцев 2017 г. На фоне столь благоприятной конъюнктуры чистая прибыль Globaltrans по МСФО в I полугодии выросла на 47%, до 9,8 млрд руб. (аналитики ждали увеличения примерно на 36%, до 9,1 млрд руб.).

Свободный денежный поток увеличился на 6%, до 8,6 млрд руб., даже несмотря на значительный рост капитальных затрат (в I полугодии группа приобрела 1,202 тыс. полувагонов, 300 танк-контейнеров для нефтехимической продукции и 300 платформ). Распределяемый free cash flow вырос на 5%, до 7,5 млрд руб.

ЛЕТНИЙ ПАРК

Что касается парка: по сути компания выполнила всю годовую инвестиционную программу в течение I полугодия. В общей сложности группа хотела приобрести в 2018 г. до 1,5 тыс. единиц подвижного состава на 3-4 млрд руб.: об этом в марте говорил финансовый директор холдинга Александр Шенец. В январе-июне холдинг приобрел 1,202 тыс. полувагонов, 300 танк-контейнеров для нефтехимической продукции и 300 платформ. В итоге объем собственного парка по сравнению с концом 2017 г. вырос на 3%, до 62,846 тыс. Закупки произведены "с учетом высокого спроса и заключения новых долгосрочных контрактов", уточнила компания.

Однако при этом "на фоне роста ставок" группа продолжила замену дорогих арендованных полувагонов на приобретенные собственные", из-за чего в течение последнего года общее число вагонов уменьшилось примерно на 1,5 тыс. В 2017 г. группа ограничилась лишь поддерживающими инвестициями (около 3 млрд руб.). Большая же часть приобретенной в I полугодии техники была введена в эксплуатацию в конце II квартала, но "полностью не компенсировала сокращение арендованного парка".

В этой связи во II полугодии компания наметила покупку еще около 2,1 тыс. единиц подвижного состава, что увеличил общее число вагонов, приобретенных за 2018 г., до 3,9 тыс. (при списании порядка 200 вагонов ежегодно). В ходе телефонной конференции во вторник генеральный директор группы Валерий Шпаков уточнил, что речь идет о пополнении парка в июле-декабре на 1,82 тыс. полувагонов, 180 платформ и 180 танк-контейнеров.

"Capex по 2018 г. видится в объеме 10 млрд руб., но он включает и maintenance порядка 3,5 млрд руб.", - отметил топ-менеджер. А.Шенец в марте говорил, что затраты на обслуживание подвижного состава с учетом инфляционного влияния в 2018 г. ожидаются на уровне 3,5 млрд руб. "Мы видим, что ситуация на рынке остается благоприятной, особенно в нашем ключевом сегменте полувагонов", - сказал он во вторник, добавив, однако, что компания ждет сохранения "существенного инфляционного давления" и во II полугодии в связи с ростом цен и "определенный дефицит" "некоторых дорогостоящих запчастей, например колесных пар".

ЩЕДРАЯ ДУША

Несмотря на возросшую инвестиционную активность, хорошие результаты Globaltrans позволяют продолжать группе практику щедрых выплат акционерам - в соответствии с утвержденной в марте 2017 г. дивидендной политикой. Компания готова выплачивать не менее 50% от свободного денежного потока, приходящегося на акционеров компании, при соотношении "чистый долг/скорректированная EBITDA" меньше 1, не менее 30% - при леверидже от 1 до 2 и не менее 0% - при леверидже более 2. Более того, допускаются специальные дивиденды для "оптимизации структуры капитала".

Их, в частности, Globaltrans выплатил по итогам 2017 г. - в размере 21,60 руб. на акцию (3,9 млрд руб.) - наряду с "годовыми" в 23,25 руб. на акцию (4,2 млрд руб.): общая сумма составила 8 млрд руб., или 44,85 руб. на акцию. Суммарные же выплаты по итогам 2017 г. - включая выплаченные промежуточные и специальные дивиденды - составили 16 млрд руб., или 89,65 руб. на акцию.

А.Шенец при этом допускал выплату промежуточных дивидендов по итогам I полугодия 2018 г. - при сохранении текущей инвестиционной активности и стабильном free cash flow на фоне роста рынка. Что и было сделано. По итогам работы компании в январе-июне ее совет директоров утвердил промежуточные дивиденды в размере 21,1 руб. на акцию и специальные дивиденды в 24,8 руб. (в целом выплаты составят 8,2 млрд руб., или 45,9 руб. на акцию). Более того: группа заявила, что при сохранения конъюнктуры рынка ожидает дивиденды за 2018 г. на уровне 16 млрд руб. - как и по итогам 2017 г.

Промежуточные дивиденды соответствуют дивидендной политике, составляя 50% от распределяемого свободного денежного потока. К концу I полугодия чистый долг Globaltrans увеличился на 18% по сравнению с концом 2017 г., до 13,4 млрд руб., но при этом уровень долговой нагрузки остался на низком уровне: соотношение чистого долга и скорректированного показателя EBITDA за 12 месяцев, закончившиеся 30 июня 2018 г., составило 0,4 (100% долга выражено в рублях, являющихся валютой дохода компании).

При этом Globaltrans внес изменения в дивидендную политику, сократив базу расчета free cash flow: соответствующий документ с поправками, утвержденными 24 августа, был опубликован во вторник на сайте компании. "Изменения по большей части носят технический характер. Основное заключается в том, что мы немного скорректировали определение свободного денежного потока. Помимо того, что мы вычитали capex, мы стали вычитать еще и платежи по прямому финансовому лизингу (ПФЛ - ИФ)", - уточнил А.Шенец.

"Когда мы покупаем вагоны с использованием ПФЛ, мы платим лизинговой компании, а (та - ИФ) платит деньги поставщику вагонов. Соответственно, это проходит не по статье capex, а по статье финансовых расходов, но по сути является capex. Поэтому мы расширили это определение и сейчас по сути скорректированно считаем свободный денежный поток", - пояснил он логику действий группы. С учетом авансов по финансовому лизингу в I полугодии речь идет о сумме в 844 млн руб. (5% суммы поступлений от перевозок).

"Если бы мы (приобретение вагонов - ИФ) делали без использования инструментов финансового лизинга, а, например, кредитовали бы эту покупку в банке, то все равно эти суммы прошли бы по статье capex. Мы сделали корректировку, чтобы правильно отображать capex компании", - добавил топ-менеджер.

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

В целом в будущее Globaltrans смотрит с оптимизмом. "На начало II полугодия рыночная конъюнктура остается благоприятной", - отметил В.Шпаков, слова которого были приведены в сообщении компании. Ожидается, что она продолжит преобладать на рынке полувагонов, хотя, скорее всего, "сохранятся относительно слабые рыночные условия" в сегменте перевозок нефтепродуктов и нефти.

Также для группы останется приоритетным дальнейшее развитие долгосрочных отношений с клиентами, говорится в ее сообщении. Также В.Шпаков в ходе телефонной конференции заявил, что Globaltrans готов заключать новые долгосрочные контракты в случае, если они будут вписываться в действующую логистику парка группы. "Но сегодня мы сделали достаточно, чтобы эффективно управлять своим парком", - отметил он.

В сфере M&A компания "сохраняет нацеленность на умеренный органический рост с фокусом на сегмент полувагонов". "При этом группа продолжит изучать как новые привлекательные нишевые проекты в дополнение к основным видам деятельности, так и выгодные возможности для консолидации", - говорится в ее сообщении. А. Шпаков при этом отметил, что "каких-то крупных предложений по консолидации на период 2018 г." он "пока не видит". "В принципе, были какие-то предложения, мы их рассматривали, но они не имеют ничего общего с нашей стратегией развития. Что будет в 2019 г.? Конечно, будем смотреть, пока сложно говорить, какие предложения могут быть", - сказал он.

Globaltrans специализируется на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. Основателям группы Никите Мишину и Андрею Филатову принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 11,2%. У члена совета директоров Александра Елисеева - 6,2%, у нынешнего главы совета, директора по стратегии Сергея Мальцева - 4,6%. Free float - 54,9%.