18-12-18 / 2018
Компания в СМИ
Интерфакс, 18.12.2018

Глава СД Globaltrans сомневается в действенности надбавки на порожний пробег вагонов

Председатель совета директоров железнодорожного холдинга Globaltrans Сергей Мальцев сомневается в действенности решения ввести 6%-ную надбавку на порожний пробег грузовых вагонов.

Как сообщалось ранее, зарегистрированный в начале декабря приказ Федеральной антимонопольной службы РФ устанавливает в тарифном прейскуранте соответствующий повышающий коэффициент 1,06. Такое решение призвано стимулировать сокращение порожнего пробега такого подвижного состава и нерациональной загрузки железнодорожной сети, отмечал регулятор.

"Поставленной цели методом повышения тарифов не достигнешь. Даже если сейчас после выгрузки, например, металла в порту на Дальнем Востоке отправляется вагон в Кузбасс за углем, чтобы привезти его тем же металлургам на Урал, то порожний пробег этого вагона составляет порядка 5 тыс. км. Как оператор его может сократить, если обратной загрузки с Дальнего Востока нет никакой?", - заявил топ-менеджер в интервью, опубликованном в тематическом приложении к газете "Коммерсантъ".

"Фактически эта мера будет только стимулировать отработку замкнутых маршрутов, а возможным негативным последствием станет скопление порожнего парка вблизи центров консолидации грузовой базы. Мы с этой ситуацией уже сталкивались в 2011 г., до унификации тарифов на порожний пробег, когда из-под угля (он - ИФ) был дешевле, чем пробег такого же вагона из-под металла. Тогда из-за дорогого порожнего пробега оказывалось выгоднее где-то подождать и взять груз поблизости, чем отправлять вагон порожняком на длинную дистанцию. В тот раз провели унификацию тарифов и решили проблему, сегодня она вновь может стать актуальной", - добавил он.

В любом случае эти расходы будут переложены на грузоотправителей, считает С.Мальцев. "Больше всего это скажется на угледобывающих компаниях, которые сейчас возят на экспорт маршрутами со стопроцентным порожним пробегом", - отметил топ-менеджер. "Мы понимаем, почему возникло такое решение. Полувагоны - это сейчас, наверное, наиболее доходный сегмент железнодорожного рынка. Исходя из этой логики, собственников полувагонов и попросили поделиться с монополией, которой нужны средства на инвестиционную программу", - также сказал глава совета директоров группы.

По его мнению, чтобы порожний пробег уменьшался, необходима именно "расширенная грузовая база для универсальных вагонов". "Тем не менее, с помощью более вдумчивого регулирования можно было бы добиться более глубокого эффекта. Даже если использовать в качестве инструмента тот же тариф на порожний пробег, можно подойти дифференцировано к его индексации. Например, на ближние расстояния сделать индексацию не такой большой, как на дальние расстояния", - отметил С. Мальцев.

"Повышение стоимости порожнего пробега на коротких расстояниях до 600 км, как это предлагается сейчас, приведет к ровно обратному эффекту. Перемещение вагона на такие расстояния - это передислокация вагона между станциями, отправка вагона в ремонт или в отстой - от этих перевозок уйти нельзя. Более того, чтобы забрать попутный груз, как правило, нужно сделать дополнительный крюк порожняком, ведь далеко не все такие грузовладельцы находятся непосредственно на Транссибе", - сказал он.

"Если это станет дороже, чем сейчас, как это будет стимулировать операторов забирать такие грузы? Особенно в существующей ситуации, когда угольщики готовы взять любой вагон на Кузбассе практически за любые деньги. Если же оператор сможет сэкономить на общем порожнем пробеге и дешевле будет доехать до ближайшего грузоотправителя, чем отправлять состав порожняком обратно на Кузбасс, это может сработать. В предлагаемом варианте все железнодорожные перевозки - и ближние, и дальние - просто станут дороже и все", - заключил топ-менеджер.

Globaltrans специализируется на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. По состоянию на конец 2017 г. в парке группы было около 67 тыс. вагонов (в основном - полувагоны и цистерны; большая часть - в собственности). Основателям компании - Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 11,2%. У члена совета директоров Александра Елисеева - 5,8%, у С.Мальцева - 4,7%. Free float - 55,2%.