11-11-20 / 2020
Компания в СМИ
Интерфакс, 11.11.2020

Совладелец Globaltrans указывает на потери вагонных операторов, РЖД винят тех в неосмотрительности - газета

Вагонные операторы РФ за январь-август 2020 г. потеряли 26,4% выручки или 87 млрд руб., следует из выступления совладельца Globaltrans Сергея Мальцева на "круглом столе" возглавляемого им комитета по железнодорожному транспорту Союза транспортников России 29 октября (содержание речи в среду приводит "Коммерсантъ").

В то же время, по данным бизнесмена, потери грузового сегмента ОАО "Российские железные дороги" составили 20 млрд руб. или 2% выручки. "Потери операторов больше потерь перевозчика в абсолютном выражении в 4,3 раза, а в относительном - в 13 раз", - сказал он.

Основной фактор падения выручки у вагонных компаний - значительное снижение ставок, которые с января 2019 г. по июнь 2020 г. упали на 27%, тогда как тарифы РЖД - выросли на 7,1%, пишет газета.

По словам Мальцева, одной из проблем операторов является "хронический дефицит пропускной способности инфраструктуры "Российских железных дорог": удельная производительность полувагонов снизилась на 10,8% - во многом из-за увеличения оборота вагона на 11,8%.

Если бы не было дефицита пропускной способности и инфраструктура развивалась опережающими темпами, потерь можно было избежать, отмечает предприниматель. Перевозки на экспорт по "восточному полигону" выросли за девять месяцев на 5,3% и при иных обстоятельствах могли бы "увеличиться и до значений, полностью компенсирующих падение грузовой базы", считает он.

В свою очередь, представитель РЖД заявил "Коммерсанту", что, несмотря на общее увеличение времени оборота вагона, его составляющие, которые находятся "в зоне влияния" монополии, улучшаются.

"В последние годы не все участники операторского рынка демонстрировали готовность участвовать в работе над эффективностью перевозочного процесса, предпочитая относить эту работу исключительно к сфере ответственности владельца инфраструктуры", - добавил собеседник газеты.

По его словам, поступление на ж/д сеть нового подвижного состава без подтвержденных объемов погрузки привело к росту незадействованного в перевозках парка: в сентябре ежесуточно в РФ без операций свыше трех суток простаивало более 229 тыс. вагонов - на 34% больше, чем годом ранее.

Между тем, Мальцев уверен, что операторский сегмент не может служить источником дополнительных финансовых изъятий в пользу "Российских железных дорог" без риска разрушения бизнес-процессов и банкротств на транспорте. При этом, отмечает он, есть риск того, что стоимость владения вагонами увеличится при введении новых требований к ним.

В частности, рост себестоимости за счет запрета на импорт железнодорожных колес и сохранения ввозных пошлин оценивается в 45-48 млрд руб., а дополнительная индексация порожнего пробега (на 15,8%), которую недавно предлагали РЖД, обойдется клиентам монополии в 30 млрд руб. Пока правительство не согласилось с этими инициативами, но дискуссия еще не окончена, отмечает издание.

Если монополия добьется очередного роста тарифов, утверждают участники рынка, они окажутся на грани разорения, пишет "Коммерсантъ".