05-11-13 / 2013
Компания в СМИ
Интерфакс, 05.11.13

Правительство РФ до конца 2013 года должно будет определить, насколько целесообразна эксплуатация частных локомотивов на железных дорогах.

Соответствующее поручение президента России Владимира Путина от 30 октября опубликовано на сайте Кремля. Оно подготовлено по итогам совещания в Тобольске 15 октября, которое было посвящено вопросам развития нефтехимической отрасли. Вопрос выхода частных локомотивов на железнодорожную сеть РФ должен быть проработан совместно с ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД).

На совещании в Тобольске В.Путин предложил РЖД подумать о привлечении частного капитала в сегмент тягового подвижного состава. "Если это (ситуация с локомотивами - ИФ) смотрится ограничителем (развития железных дорог - ИФ), тогда нужно подумать, что делать в дальнейшем", - заявлял он. Глава государства напомнил, что тема либерализации этого рынка обсуждалась еще несколько лет назад, когда готовилась программа развития РЖД и реформирования ж/д отрасли в целом. "Но если это сегодня уже смотрится как естественный ограничитель, то нужно подумать о том, чтобы делать дальнейшие шаги. Я не настаиваю на том, чтобы немедленно это сделать (допустить к локомотивной тяге частные компании - ИФ), но почему не подумать над привлечением частных денег (с соответствующим регулированием, конечно)?", - отмечал В.Путин.

В августе 2013 г. при обсуждении в правительстве РФ обновленной транспортной стратегии РФ до 2030 г. председатель президиума Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава), глава группы Globaltrans Сергей Мальцев выражал мнение, что частный бизнес в России следует более активно привлекать к обновлению локомотивного парка в РФ, чтобы отвлекать меньше средств РЖД, которые потенциально могут быть использованы для развития инфраструктуры.

Как сообщалось ранее, в ходе реформы ж/д транспорта в РФ в сфере локомотивных перевозок должна была возникнуть конкуренция частных перевозчиков с РЖД. Частные инвестиции, по мнению операторов и чиновников, в том числе, помогли бы решить проблему большого износа локомотивов, как это ранее было с вагонами (сейчас он превышает в РФ 70%, при этом иногда их не хватает на наиболее загруженных участках). Кроме того, право выхода собственных локомотивов на общую ж/д сеть для перевозок вагонов многие частные операторы считали драйвером своего развития.

Пока статус РЖД как монопольного игрока на этом рынке правительство решило сохранить до 2015 г. с либерализацией на некоторых локальных маршрутах. При этом, правда, еще с 2013 г. независимых владельцев подвижного состава предполагалось пустить на локальные маршруты. Прорабатывались два возможных варианта: 5-10-летняя монополия выбранного государством перевозчика на 200-700-километровом тупиковом участке, преимущественно в регионах (конкуренция "за маршрут") или работа ряда перевозчиков, которые будут бороться за клиентов как между собой, так и с РЖД на отдельных участках и маршрутах (конкуренция "на маршруте"). Географию и условия транспортировки до 2015 г. предполагается "последовательно развивать на основе пилотных проектов". РЖД же до 2015 г. сохранят за собой монопольное право выхода на магистральные пути.

Однако в итоге ж/д операторы так и не получили права транспортировки вагонов своими же тепловозами и электровозами и в основном лишь предоставляют подвижной состав грузоотправителям для их транспортировки РЖД. В то же время, локомотивы уже есть в парке "Нефтетранссервиса", "Трансойла", групп Globaltrans и "ОТЭКО", "Газпромтранса", "Трансгаранта": в отрасли используется схема "собственных поездных формирований", требующих разрешений от РЖД для выхода на отдельные участки. Владельцы операторов уже несколько лет пытаются убедить власти провести либерализацию рынка тяги, но монополия активно противостоит этому.

Президент РЖД Владимир Якунин категоричен в своем отношении к "чужим" локомотивам, выступая принципиально против появления "частников" на железных дорогах страны. Хотя весной 2013 г. он и заявил, что готов поддержать модель конкуренции "за маршрут", но она не очень устраивает независимых участников рынка. В итоге компания подготовила список из 12 маршрутов, на которые готова пустить "частников", правда, самих ж/д операторов эти маршруты не устраивают, поскольку объем перевозок на предложенных линиях небольшой - лишь 20 тыс. тонн в месяц.

Невнятные заявления делают и чиновники. Министр транспорта РФ Максим Соколов, например, в этой связи заявлял весной, что, по его мнению, решение вопроса о либерализации рынка локомотивной тяги в России займет еще 2-3 года, поскольку "вначале надо полностью улучшить работу железной дороги в рамках существующей модели" (в частности, решить вопрос с профицитом вагонов на ж/д сети).

Как бы то ни было, вопрос необходимо решать оперативно, убеждены участники ж/д отрасли. С.Мальцев в сентябре подчеркивал, что сейчас дефицит тяги уже превышает 20%: к перевозке в РФ предъявляется в среднем по 90 вагонов на локомотив при длине составов в 71 вагон. В такой ситуации, по мнению топ-менеджера, вопрос с тягой в любом случае "сам собой найдет выход". "Я больше чем уверен, что какое бы решение ни было, если оно будет негативное с точки зрения операторского сообщества, то все равно в течение года-полутора мы к этой теме все равно вернемся", - замечал он.

Кроме того, согласно опубликованному во вторник документу, президент РФ поручил правительству к 1 марта 2014 г. актуализировать схему развития железных дорог страны для перевозок сырья, полуфабрикатов и готовой продукции нефте- и газохимических предприятий РФ. Также среди поручений - вопрос о компенсациях выпадающих доходов РЖД от тарифного регулирования в связи с унификацией тарифов на экспортные и импортные ж/д перевозки грузов со стоимостью их транспортировки внутри России.