04-09-15 / 2015
Компания в СМИ
Интерфакс, 04.09.2015

Клиенты РЖД разработали предложения по модели рынка грузовых ж/д перевозок до 2020 г

Совет потребителей услуг ОАО "Российские железные дороги" разработал предложения по целевой модели рынка грузовых ж/д перевозок до 2020 г.

"Предложения были в целом одобрены экспертами в ходе заседания 3 сентября", - говорится в сообщении консультационного органа, функционирующего при правительственной комиссии по транспорту.

"Действующая система грузового железнодорожного транспорта не позволяет обеспечить долговременное устойчивое развитие отрасли, повышение качества услуг по перевозкам грузов, снижение транспортных издержек. Кроме того, одной из актуальных проблем является необходимость экономии и повышения эффективности использования средств федерального бюджета", - заявил в этой связи Сергей Мальцев, председатель совета, генеральный директор группы Globaltrans,  слова которого приводятся в сообщении.

По мнению членов совета, необходимо оптимизировать объем государственной поддержки РЖД, "в том числе за счет выведения перевозок на самоокупаемость". Также необходимо сформировать механизм, который гарантировал бы прозрачность и эффективность использования бюджетных средств, создать условия для снижения роста тарифов на грузоперевозки и привлечения частных инвестиций в отрасль, повысить технологичность работы ж/д транспорта.

Сформировать новую структуру рынка грузовых ж/д перевозок совет предлагает в два этапа. На первом (в 2016-2017 гг.), по мнению потребителей, нужно создать конкурентный рынок перевозок (фактически - с либерализацией рынка локомотивной тяги). Ожидается, что это вовлечет частных инвесторов в обновление локомотивного парка и будет способствовать развитию конкуренции между независимыми перевозчиками и "дочками" РЖД в равных экономических и тарифных условиях. Совет предполагает, что к 2018 г. "Российские железные дороги" будут осуществлять около 80% перевозок, а 3-5 перевозчиков, включая "дочки" монополии - 20%.

Кроме того, в этот период предполагается разработать долгосрочные параметры "сетевого контракта" (предполагает возмещение государством РЖД разницы между экономически установленным и экономически обоснованным уровнем тарифа на том или ином участке). При этом необходим переход к долгосрочному тарифному регулированию.

На втором этапе (в 2018-2020 гг.), совет предлагает разделить инфраструктурную и перевозочную деятельность (оставив РЖД - инфраструктуру, а их "дочку" сделав "гарантирующим перевозчиком"), а также заключать "сетевой контракт" в соответствии с долгосрочными параметрами. "Необходимо совершенствование тарифной системы для установления тарифов на услуги инфраструктуры на экономически обоснованном уровне, а также заключение "сетевого контракта" между государством и РЖД на гарантированное предоставление пропускных способностей на всей сети", - отметил С.Мальцев.

В результате развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта будет финансироваться за счет средств федерального бюджета "исключительно в рамках госпрограмм", а содержаться ж/д пути будут за счет взимаемого с перевозчиков инфраструктурного тарифа на рентабельных участках и с дополнением этого тарифа "сетевым контрактом" - на убыточных. При этом отрасль получит стабильные и прогнозируемые частные инвестиции в закупку локомотивов и вагонов, ценовую конкуренцию перевозчиков за грузоотправителей, рыночный механизм по ограничению роста себестоимости перевозки, самоокупаемость перевозочной деятельности.

Совет отмечает, что в процессе разработки и согласования представительные идеи вызвали ряд дискуссий среди участников. "Эти предложения являются концептуальной основой для дальнейшей работы над целевой моделью и другими основополагающими отраслевыми документами", - подчеркивается в сообщении. В то же время, большинство членов совета считают, что такие меры позволят к 2020 г. сформировать сбалансированную долгосрочную модель работы отрасли, создать экономические условия для притока частных инвестиций в инфраструктуру, повысить прозрачность работы РЖД и оптимизировать бюджетные инвестиции.

Грузовладельцы, в свою очередь, получат возможность планировать транспортные затраты, снижая их за счет ценовой конкуренции перевозчиков, меньшей индексации тарифов и "сетевого контракта", а также гарантированно иметь комплексную услугу по перевозке, включая предоставление вагона. В конечном счете, новая модель рынка сделает перевозчиков более ориентированными на нужды клиента. При этом, как отмечает совет, в РФ повысится сама конкурентоспособность ж/д транспорта, появится возможность привлекать больше частных инвестиций, а также снизится непроизводительная загрузка инфраструктуры и затрат на текущую деятельность РЖД.

Чтобы осуществить все мероприятия в указанные сроки, совет предлагает утвердить целевую модель постановлением правительства и сделать ее выполнение одним из ключевых KPI для министерства транспорта РФ и РЖД. Соответствующие документы будут направлены в кабинет министров, Минтранс и Минэкономразвития в ближайшее время. В то же время, Совет потребителей считает целесообразным продолжить работу по модели рынка совместно с федеральными органами власти и монополией. Также совет поддержал необходимость привлечь для работы независимых консультантов и поручил своему комитету по инвестициям подготовить проект технического задания. Кроме того, планируется провести серию общественных дискуссий на площадке Торгово-промышленной палаты РФ.

Совет напоминает, что поручение разработать и представить предложения по целевой модели рынка грузовых ж/д перевозок было дано Минэкономразвития, Минтрансу, министру РФ по делам Открытого правительства Михаилу Абызову (совместно с заинтересованными органами власти, РЖД и Советом потребителей РЖД) на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожной транспорта в июне.

Совет потребителей - совещательно-консультационный орган, созданный для доведения до сведения регуляторов и "Российских железных дорог" позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса.