03-04-17 / 2017
Компания в СМИ
Интерфакс, 03.04.2017

Чистая прибыль Globaltrans по МСФО в 2016 г. выросла на 37% за счет полувагонов

Чистая прибыль Globaltrans по МСФО в 2016 году выросла на 37%, до 6,1 млрд руб., сообщила компания.

Прибыль, приходящаяся на акционеров компании, увеличилась в 2,13 раза, до 4,5 млрд руб. - "за счет хороших показателей бизнеса по оперированию полувагонами" (на 100% находится в собственности группы).

Скорректированный показатель вырос на 44%: в 2015 г. он был скорректирован на списание нематериальных активов, связанных с контрактом на обслуживание "Магнитогорского металлургического комбината" в размере 996 млн руб., в 2016 г. корректировки не производились. Скорректированная EBITDA увеличилась на 10%, до 17,7 млрд руб., рентабельность по этому показателю составила 40% против 38% в 2015 г. Скорректированная выручка группы выросла на 5%, до 44,2 млрд руб. - также "на фоне успешной работы" сегмента полувагонов. Суммарная выручка Globaltrans в 2016 г. составила 69,5 млрд руб.

Представленные результаты оказались несколько лучше ожиданий аналитиков инвестиционных компаний и банков, опрошенных "Интерфаксом". Согласно консенсусу, они прогнозировали рост чистой прибыли железнодорожной группы примерно на 32%.

При этом консенсус ожиданий до вычета долей миноритариев составлял 5,698 млрд руб., после - 3,916 млрд руб. Скорректированную выручку (без учета тарифных составляющих соисполнителей заказа) в 2016 г. аналитики ожидали на уровне 43,397 млрд руб. с ростом на 2,9%. Консенсус-прогноз скорректированной EBITDA составлял 15,876 млрд руб. - это на 2,2% больше, чем за 2015 г. При этом компания отмечает, что финансовая информация за 2015 г. была пересчитана с учетом гармонизации учетной политики группы в отношении капитализации капитальных ремонтов и связанных с ними запчастей. В прошлых периодах из-за небольшого количества этих ремонтов соответствующие затраты учитывались в составе расходов по мере их возникновения.

Грузооборот группы с учетом привлеченного парка в 2016 г. увеличился на 8%, до 182 млрд тонно-километров (без учета - на 10%), тогда как рынок в целом вырос на 2%. Рыночная доля компании, рассчитанная по этому показателю на ж/д сети РФ, увеличилась до с 7,3% до 7,8%. Средняя стоимость груженой отправки выросла на 6% "год к году". Компания напоминает, что в 2016 г. продлила два долгосрочные контракта с крупнейшими клиентами - компаниями "Роснефть" (до конца марта 2021 г.) и "Металлоинвест" (до конца 2019 г.). В целом долгосрочные контракты обеспечили 62% чистой выручки группы от оперирования подвижным составом.

Коэффициент порожнего пробега полувагонов в 2016 г. сократился с 39% до 38%, по всему парку - с 51% до 48%. Улучшился оборот вагонов: среднее количество груженых отправок на один вагон выросло на 1%, средняя дистанция - на 6%. Парк группы вырос за год с 67,729 тыс. до 68,511 тыс. вагонов. Холдинг купил 665 полувагонов на вторичном рынке и 550 новых танк-контейнеров для перевозки нефтехимической продукции. При этом 278 вагонов, достигших конца срока службы, были списаны, а 422 специализированных вагона - были проданы.

"Хорошие показатели в сегменте полувагонов позволили Globaltrans продемонстрировать сильные результаты за 2016 г., несмотря на слабость рынка нефтеналивных грузов", - отметил генеральный директор группы Валерий Шпаков, слова которого приводятся в сообщении. "Строгий контроль над издержками позволил ограничить рост операционных денежных затрат на уровне 1% год к году, несмотря на рост грузооборота и индексацию регулируемых тарифов ОАО "Российские железные дороги" (выросли на 9% с января 2016 г. - ИФ)", - также отмечает компания. Операционная прибыль составила 10,8 млрд руб., что на 24% больше, чем год назад.

Уровень долговой нагрузки группы (чистый долг / скорректированная EBITDA) по состоянию на конец 2016 г. снизился с 1 до 0,7. Чистый долг сократился на 29%, до 11,5 млрд руб. Почти 100% долгового портфеля группы по состоянию на конец 2016 г. было номинировано в рублях. Свободный денежный поток составил 8,9 млрд руб. (в 2015 г. - 9,6 млрд руб.), несмотря на увеличение капитальных затрат на 2,9 млрд руб.

Говоря о перспективах, компания сохраняет "умеренно позитивные" прогнозы для сегмента полувагонов и "неопределенные" для сегмента цистерн. Ожидается, что хорошие показатели по навалочным грузам за первые месяцы 2017 г. вместе с продолжающимся списанием старых полувагонов будут поддерживать уровень тарифов в этом сегменте. При этом, группа отмечает, что ситуация в сегменте ж/д перевозок нефтепродуктов и нефти останется неблагоприятной, и что общее давление на объемы и тарифы сохранится.

"Продолжающееся списание вагонов во всей отрасли оказывает позитивное влияние на баланс спроса и предложения", - также отметил В.Шпаков. Еще порядка 20 тыс. полувагонов (или 4% от общего их количества по состоянию на конец 2016 г., по оценкам холдинга) и порядка 14 тыс. цистерн (5% этого парка) достигнут конца своего срока службы к концу 2017 г., добавляет Globaltrans.

"Операционная эффективность и контроль над расходами будут по-прежнему находиться в центре внимания группы. Приоритетом остается изучение выгодных возможностей расширения бизнеса за счет консолидации на фрагментированном рынке. Также компания рассматривает различные нишевые проекты и точечные приобретения полувагонов на вторичном рынке, которые бы соответствовали ее строгим критериям инвестиционной привлекательности", - говорится в сообщении. При этом компания "продолжит мониторинг регуляторной среды, в том числе инициатив, которые касаются контроля роста тарифов на услуги железнодорожных операторов".

Globaltrans специализируется на ж/д перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. В парке группы - около 68,5 тыс. вагонов (в основном полувагоны и цистерны) и 75 локомотивов. Более 89% парка находится в собственности, его средний возраст - 10,3 года. Основателям компании - Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, бывшему главе совета директоров Александру Елисееву - 6,3%. Free float - 59% (включая 5%, которыми владеет инвестиционный фонд BlackRock, а также 4,5% акций, переданных в неконтролируемый траст Сергеем Мальцевым, работающим советником президента ОАО "Российские железные дороги").