02-09-19 / 2019
Компания в СМИ
Интерфакс, 02.09.2019

Чистая прибыль группы Globaltrans в I полугодии выросла на 22%, выше прогнозов

Чистая прибыль Globaltrans в I полугодии 2019 года увеличилась на 22%, по сравнению с тем периодом 2018 г., до 12 млрд руб., сообщила группа.

Это существенно больше, чем ожидали аналитики инвестиционных компаний и банков, опрошенные "Интерфаксом". По их прогнозам, этот показатель вырос лишь на 5,1%, до 10,3 млрд руб.

Объемы перевозок группы увеличились на 3,6% (без учета привлеченного парка вагонов), в то время как в целом по РФ они снизились на 1,6%. Увеличение произошло как в сегменте ненефтяных грузов (+3%), так и в сегменте нефтепродуктов и нефти (+4%). В то же время, грузооборот холдинга сократился на 5% "на фоне снижения на 8% средней дистанции груженой отправки в связи с изменениями грузопотоков клиентов".

Правда, среднее количество груженых отправок на вагон снизилось на 4% - "преимущественно из-за изменения логистики клиентов и сокращения средней скорости на сети российских железных дорог, вызванного масштабной модернизацией инфраструктуры", добавляет группа.

Между тем, "за счет хороших результатов в сегменте полувагонов и цистерн" скорректированная выручка (без учета услуг соисполнителей) в итоге увеличилась на 14%, до 34,4 млрд руб., совокупная выручка - на 9%, до 47,2 млрд руб. На показателе благоприятным образом отразились "успешные партнерские отношения с клиентами", отмечает Globaltrans.

Около 60% чистой выручки от оперирования обеспечили долгосрочные контракты - с "Роснефтью", "Металлоинвестом", "Магнитогорским металлургическим комбинатом", "Трубной металлургической компанией" (ТМК) и группой "ЧТПЗ" (55% годом ранее). Кроме того, чистая выручка от новых 5-летних контрактов, заключенных с "Трубной металлургической компанией" и группой "ЧТПЗ" в 2018 г., практически удвоилась по сравнению с тем же периодом прошлого года.

При этом общие операционные затраты Globaltrans повысились только на 5% (до 14,2 млрд руб.) "на фоне инфляционного роста затрат и увеличения порожнего пробега" вагонов. Операционная прибыль выросла на 23%, до 16,7 млрд руб. Скорректированная EBITDA выросла на 22%, до 20,2 млрд руб., рентабельность по ней - с 55% до 59%.

Аналитики ожидали увеличения скорректированной выручки в I полугодии на 10,3%, до 33,2 млрд руб. Консенсус-прогноз скорректированной EBITDA составлял 17,7 млрд руб. - это на 7,3% больше, чем в том же периоде 2018 г.

Рост маржинальности, выручки и прибыли компания объясняет благоприятной ценовой конъюнктурой и контролем над затратами.

В частности, стоимость груженой отправки увеличилась в январе-июне на 10% в связи сложившейся ситуации на рынке полувагонов и относительно стабильными ставками в сегменте цистерн. Кроме того, "благодаря масштабам и эффективности операционной платформы", группа "успешно адаптировалась к изменениям в клиентской логистике", увеличив при этом прибыльность и сохранив высокую операционную эффективность. Правда, значительные изменения в грузопотоках долгосрочных клиентов привели к ожидаемому увеличению коэффициента порожнего пробега (КПП) по полувагонам и росту соответствующих затрат на порожний пробег, но это было учтено в коммерческих условиях.

"В соответствии с ожиданиями, КПП по полувагонам вырос до 43% (в I полугодии 2018 г. - 37%), общий (по всем типам вагонов) - до 51% (45%). Доля "порожних километров", оплачиваемых Globaltrans, не изменилась и составила 90% по сравнению с 91% за тот же период предыдущего года", - говорится в сообщении. "Привлекательность железнодорожной отрасли поддерживается более зрелым рынком перевозок в полувагонах и продолжающимся развитием инфраструктуры на Дальнем Востоке", - отмечает Globaltrans.

Грузооборот на сети в I полугодии продолжил расти (+2%), хотя погрузка сократилась (на 1,6%). Перевозки насыпных грузов оставались относительно стабильными. В июне объемы незначительно снизились, в основном за счет угля, но в июле наметилось восстановление вследствие скидок, предоставленных РЖД. Чистый прирост парка полувагонов на сети за первые шесть месяцев 2019 г. составил около 3% (17,9 тыс.). "В целом ценовая конъюнктура оставалась благоприятной, при этом в июле-августе ставки на спотовом рынке находились под умеренным давлением.

Спрос и предложение в сегменте нефтепродуктов и нефти сбалансированы. Сохраняется благоприятная ценовая ситуация", - говорится в сообщении. На телефонной конференции в понедельник глава Globaltrans Валерий Шпаков отметил, что полувагонные ставки снизились до 1,75 тыс. с 1,9 тыс. руб. за вагон в сутки, по цистернам - выросли с 600 до 1 тыс. руб. Правда, в I полугодии, уточняет Globaltrans объемы в сегменте нефтепродуктов и нефти сократились на 2% "на фоне временного снижения с мая по июнь, вызванного плановыми работами по ремонту и техническому обслуживанию на некоторых НПЗ".

Они начали восстанавливаться в июле. Высокий уровень ставок сохраняется за счет продолжающегося списания старого парка (чистое выбытие цистерн составило около 1% или 2 тыс. шт.), отмечает группа. "Операторский рынок в сегменте полувагонов становится более зрелым.

На долю крупнейших 10 игроков приходится порядка 80% парка полувагонов на сети российских железных дорог. Значительная доля крупных операторов либо работает с клиентами по долгосрочным контрактам, либо представлена кэптивными компаниями", - добавляет железнодорожный холдинг. Компания связывает ожидания с дальнейшим расширением пропускной способности сети железных дорог РФ на востоке страны - оно "укрепит позиции отрасли и будет способствовать росту экспорта угля на более выгодные азиатские рынки", считает группа.

Первый этап модернизации (2012-2020 гг.) выполнен более чем на 80%. В результате пропускная способность увеличилась более чем на 50 млн тонн (мощности практически удвоились по сравнению с 2012 г.). Ожидается, что к концу 2020 г. она вырастет еще примерно на 10 млн тонн. Кроме того, предполагается, что после реализации II этапа (2020-2024 гг.) пропускная способность увеличится еще более чем на 60 млн тонн (прирост составит более 50% по сравнению с уровнем 2020 г.).

Правда, пока на фоне реализации крупных проектов средняя скорость движения по сети РЖД остается под давлением. Ожидается, что эффективная логистика и долгосрочные контракты позволят ограничить волатильность ценовой ситуации в сегменте полувагонов во II полугодии, отмечает Globaltrans.

Также группа ждет сохранения благоприятной рыночной конъюнктуры в июле-декабре и в сегменте цистерн, причем она будет поддерживаться компетенциями холдинга по перевозке собственными локомотивами и долгосрочным контрактом. "Одним из приоритетов остается строгий контроль затрат на фоне продолжающегося инфляционного давления, в первую очередь, в затратах на порожний пробег в связи с ростом тарифа ОАО "Российские железные дороги" и возросшей стоимостью некоторых запасных частей.

Фокус (будет сделан и - ИФ) на более эффективное управление парком в условиях изменений в логистике клиентов и временных инфраструктурных ограничений", - добавляет компания.

Globaltrans специализируется на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. По состоянию на конец 2018 г. в парке группы было около 69 тыс. вагонов (в основном - полувагоны и цистерны, из них 65,4 тыс. - в собственности). Основателям компании - Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 10,8%. У члена совета директоров Александра Елисеева - 5,1%, у директора по стратегии и нынешнего главы совета Сергея Мальцева - 4%. Free float - 56,9%.