01-09-20 / 2020
Компания в СМИ
Интерфакс, 01.09.2020

ОБОБЩЕНИЕ: Globaltrans внушает оптимизм

Представленная группой Globaltrans во вторник финансовая отчетность по МСФО и комментарии топ-менеджмента оставили двойственные ощущения. С одной стороны, кризисно-эпидемиологическая ситуация I полугодия прогнозируемо оказывает давление на ключевые показатели и главный инструмент, которым компания поддерживает внимание инвесторов к себе, - дивиденды.

С другой стороны, итоги июля-августа позволяют руководству железнодорожного холдинга осторожно говорить о возможном улучшении рыночной ситуации с оговоркой, правда, что ставки в полувагонном сегменте ставки останутся "слабыми". Если ситуация и впрямь будет улучшаться, увеличатся и дивидендные выплаты, отмечают в Globaltrans.

Пока же группа активно работает с издержками, диверсифицирует логистику, сократила до минимально возможного уровня инвестиционную программу, стремясь поддерживать устойчивый свободный денежный поток.

ЖДАЛИ ХУДШЕГО

С точки зрения операционных показателей I полугодие сложилось для Globaltrans не так уж и плохо. Если в целом на железнодорожной сети РФ "под давлением беспрецедентных экономических условий и распространения COVID-19" грузооборот сократился на 5,3%, у группы он вырос на 4,9%, отмечает компания. Падение погрузки в холдинге составило 3,4% на фоне "общесетевого" в 4,5%.

Общую динамику, как ни странно, поддержал полувагонный сегмент при падении в нефтеналивном. Несмотря на существенный профицит этого вида подвижного состава в РФ, грузооборот по насыпным грузам в январе-июне вырос на 8%, "благодаря эффективному заключению контрактов и переключению между разными номенклатурами грузов".

За счет привлекательных ценовых условий компании удалось привлечь "от экспортеров и трейдеров" дополнительные заказы по перевозку угля (как коксующегося, так и энергетического), пояснил суть формулировки в ходе телефонной конференции генеральный директор Globaltrans Валерий Шпаков. Кроме того, по его словам, на фоне реализации инфраструктурных проектов оживает строительный сектор, контрактуя полувагоны под перевозки.

Что касается сегмента нефти и нефтепродуктов, то в нем грузооборот группы снизился на 12% из-за "беспрецедентных ограничений, вызванных COVID-19", которые привели к снижению потребления топлива в России, а также сокращению добычи нефти в рамках нового соглашения ОПЕК+.

"БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ОПЫТ"

Правда, в итоге чистую выручку группы (без учета услуг соисполнителей) поддержал именно "нефтяной" сегмент с долгосрочными перевозочными контрактами: в нем доходы оставались сравнительно стабильными (снизились лишь на 1%), в том числе за счет использования собственных локомотивов. Кроме того, выросла выручка от перевозки в танк-контейнерах и операционной аренды подвижного состава.

В сегменте насыпных грузов же, несмотря на рост транспортировки чистая выручка от оперирования сократилась аж на 25% "на фоне ослабления ценовой конъюнктуры в сегменте полувагонов". "I полугодие было очень слабое" с точки зрения ставок, заявил Шпаков - они снизились и были волатильны. В итоге средняя стоимость груженой отправки в январе-июне снизилась у холдинга на 14%, а общая скорректированная выручка - на 16%, до 28,9 млрд руб. (хотя и осталась выше прогнозов аналитиков, которые ждали падения на 21,9%, до 26,9 млрд руб.).

В условиях падения заказов Globaltrans активно работал с операционными затратами, которые увеличились лишь на 1%. Скорректированная EBITDA уменьшилась на 27%, до 14,7 млрд руб. (консенсус-прогноз так же предполагал более глубокое снижения - на 38,1%, до 12,5 млрд руб.). Рентабельность по этому показателю сократилась с 59% до 51%. Чистая прибыль группы в I полугодии уменьшилась на 41%, до 7 млрд руб.

"В I полугодии нам всем пришлось (получить - ИФ) беспрецедентный опыт, связанный с пандемией COVID-19, введением ограничений и карантинов в разных странах, резким снижением экономической активности по всему миру. Операционная модель и логистические компетенции позволили нам, быстро переключаясь между разными группами грузов, оперативно реагировать на волатильность рынка", - привел Globaltrans слова Шпакова в своем пресс-релизе по поводу выхода отчетности.

"Благодаря сбалансированному парку и работе с разными грузовыми базами мы смогли частично минимизировать влияние неблагоприятной конъюнктуры в сегменте полувагонов", - подчеркнул он, добавив, что в I полугодии главным приоритетом группы была защита здоровья и безопасности сотрудников, а также обеспечение непрерывности бизнес-процессов.

СВОБОДНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК

При этом, по его словам, свободный денежный поток (free cash flow, FCF) холдинга, на котором завязан размер дивидендов, "остался на хорошем уровне" (6,9 млрд руб., -15%) - "в том числе в силу гибкого подхода к инвестициям в расширение парка". В I полугодии компания ограничила инвестиции 3,3 млрд руб., закупив лишь 300 платформ для перевозки танк-контейнеров, которые продолжили развиваться стабильно, сообщил финансовый директор компании Александр Шенец (в целом по 2020 г. CAPEX ожидается на уровне 7,3 млрд руб. ранее заявлявшихся 9 млрд руб. - примерно наполовину меньше, чем в 2019 г.).

"Вместе с низким уровнем долговой нагрузки (остался низким: соотношение чистого долга к скорректированной EBITDA составило 0,75 за предыдущие 12 месяцев против 0,6 в конце 2019 г. - ИФ) это дало нам возможность одобрить значительные промежуточные дивиденды в соответствии с целевым значением, объявленным в марте", - отметил Шпаков. Во вторник Globaltrans сообщил, что его совет директоров утвердил выплаты за I полугодие 2020 года в общем размере 8,3 млрд руб.

Текущая дивидендная политика холдинга предполагает выплату не менее 50% от свободного денежного потока (free cach flow, FCF), приходящегося на акционеров компании, при соотношении чистого долга к скорректированной EBITDA за последние 12 месяцев меньше 1, не менее 30% - при коэффициенте от 1 до 2, при соотношении выше 2 дивиденды не выплачиваются.

Вместе с тем, текущая ситуация ограничивает группу в размере выплат по итогам всего 2020 г. Вместо уже привычных инвесторам "полугодовых" 8,3 млрд руб., Globaltrans в качестве таргета "финальных" дивидендов за весь год назвал цифру 5 млрд руб.

Компания ожидает слабую рыночную конъюнктуру и во II полугодии 2020 г. В сегменте полувагонов ожидается стабилизация спроса, но, вероятнее всего, продолжится серьезное давление на ставки: они вряд ли поднимутся в июле-декабре, и даже, может быть, будут чуть ниже, пояснил аналитикам Шпаков.

ДОЛЯ ОПТИМИЗМА

Тем не менее, в ходе телефонной конференции менеджмент холдинга попытался внести оптимизм в прогнозы на будущее. "Я не исключаю, что, если рынок будет восстанавливаться очень сильно, мы, может быть, и эти 5 млрд руб. пересмотрим даже в большую сторону", - заявил Шенец. "В принципе, июль-август показывают позитивные (тенденции - ИФ) - несколько восстанавливается рынок. И, хотя мы думаем, что II полугодие все равно будет тяжелым, динамика наметилась позитивная, восстановительная", - отметил он.

В пресс-релизе компания также обозначила ряд вселяющих надежды моментов. "Ослабление ограничительных мер по COVID-19 в России и за рубежом стимулировало восстановления спроса на перевозки. Девальвация рубля продолжит поддерживать экспорт. Дальнейшее расширение пропускной способности российских железных дорог и меры по ее оптимизации на Дальнем Востоке будут способствовать росту экспортных перевозок на азиатские рынки. Масштабные национальные инфраструктурные проекты должны поддержать спрос (на вагоны - ИФ) в 2020 г. и в будущем", - отмечает группа.

"Поэтому я бы не был в отношении 2021 г. и далее столь пессимистичен", - сказал топ-менеджер, отвечая на вопрос, стоит ли ждать снижения уровня дивидендных выплат после 2020 г. "Говорить сейчас о том, что 5 млрд руб. - это некая новая норма, я не стал бы. Это точно преждевременно", - подчеркнул CFO.

Конечно, поддерживать дивидендный поток за счет дальнейшего сокращения инвестиционной программы "будет сложно", поскольку "расширительный" CAPEX (без учета затрат на "поддержание" технического состояния парка) и так "по сути, снизили до возможного минимума", отметил Шенец. "Поэтому я не думаю, что здесь есть какой-то серьезный потенциал", - сказал он, не став давать прогноз инвестиций в приобретение новых активы и на 2021 г.

Дивиденды продолжают оставаться приоритетом компании, даже несмотря на идущий buyback, отметил Шенец. Весной акционеры компании утвердили годовую программу выкупа ею до 5% своих акций.

Кстати, цели использования образовавшегося пакета казначейских акций, по словам финансового директора Globaltrans, еще не определены, но они точно не будут использоваться при листинге на Московской бирже, о намерении которого во II полугодии (вероятно, в ближайшие недели) группа также объявила во вторник - для "повышения ликвидности расписок".

Globaltrans специализируется на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. По состоянию на конец I полугодия 2020 г. в парке группы было более 72 тыс. единиц подвижного состава (в основном - полувагоны и цистерны, а также танк-контейнеры). Основателям компании - Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 10,8%. У члена совета директоров Александра Елисеева - 5,1%, у директора по стратегии и нынешнего главы совета Сергея Мальцева - 4%. Free float - 56,9%.