30-08-11 / 2011
Новости отрасли
Интенсивное наращивание объемов добычи угля в Кузбассе невозможно без развития инфраструктуры железнодорожного транспорта

Кузнецкий угольный бассейн является центром зарождения трех из шести основных направлений грузовых перевозок, предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года: Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел и Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел.

В августе 2002-го в Междуреченске на выездном заседании Госсовета под председательством бывшего тогда президентом России Владимира Путина была определена стратегия развития угольной отрасли. Железная дорога совместно с добывающими компаниями и промышленными предприятиями разработала и в последующие годы реализовала Программу развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе. За период с 2002 по 2008 год в развитие транспортного узла Кузнецкого угольного бассейна и прилегающих к нему регионов было инвестировано 34 млрд руб., в том числе 22 млрд направлено ОАО "РЖД" на модернизацию инфраструктуры магистрального железнодорожного транспорта. Инвестиционная программа?Западно-Сибирской железной дороги была ориентирована прежде всего на комплексное обновление и усиление технической оснащенности основных направлений грузовых перевозок, повышение пропускной способности магистрали и ликвидацию узких мест.

В целях обеспечения вывоза кузбасского угля и ускоренного пропуска транспортного потока в направлении Европа - Азия на дороге было принято решение о специализации двух главных ходов дороги: Транссибирского - на пропуске поездов с высокими скоростями (пассажирских, межобластных, ускоренных контейнерных), Среднесибирского - на грузовом движении, ускоренном пропуске порожних полувагонов в Кузбасс и поездов повышенного веса и длины из Кузбасса. Это стало возможным лишь после того, как был выполнен значительный объем ремонтных работ по восстановлению пропускной способности Среднесибирского хода. Дело в том, что его техническое состояние к 2002 году не могло обеспечить пропуск длинносоставных и тяжеловесных поездов. Кроме того, один из главных путей на пяти перегонах в середине 1990-х был законсервирован, а рельсошпальная решетка демонтирована с целью сокращения эксплуатационных расходов.

Ремонтно-восстановительные работы на Среднесибирском направлении выполнялись не только летом, но и в осенне-зимний период. Применение разработанной на дороге технологии капитального ремонта пути в зимних условиях позволило в сжатые сроки (за три года) уложить свыше 100 км вторых путей и восстановить двухпутное движение на участке Входная - Среднесибирская. Новая технология предусматривает укладку железобетонного подрельсового основания, перекрытого рельсовыми плетями длиной в перегон, на мощный щебеночный балласт с разделительным слоем из геотекстиля и теплоизоляционным слоем из пенополистирола. С 2002 года данным способом отремонтировано свыше 900 км пути, преимущественно Среднесибирского хода.

Всего в настоящее время протяженность бесстыкового пути на ЗСЖД составляет 6067 км (68% развернутой длины главных путей), в том числе по Транссибирскому ходу - 2207 км (95%), Среднесибирскому - 2103 км (80%).

В 2003 году дорога приступила к усилению железнодорожной инфраструктуры направления Артышта - Междуреченск. Введено в эксплуатацию 44 км вторых электрифицированных путей на участке Ускат - Ерунаково - Бардино. Оборудован автоблокировкой участок Новокузнецк - Мундыбаш, построена волоконно-оптическая линия связи и организован линейный тракт на участке Артышта - Новокузнецк - Бардино. Введена в эксплуатацию тяговая подстанция Дуброво на перегоне Бочаты - Артышта, реконструирована тяговая подстанция на ст. Углерод, модернизирована контактная сеть на участках общей протяженностью 170 км. Оборудованы диспетчерской централизацией участки Исилькуль - Входная - Иртышское - Карасук - Среднесибирская - Алтайская и Новокузнецк - Мундыбаш - Таштагол. Основные направления дороги оборудованы постоянно действующей двусторонней автоблокировкой.

На ст. Входная построен механизированный терминал для подготовки полувагонов под погрузку производительностью 720 вагонов в сутки, проведена модернизация эксплуатационных вагонных депо Белово и Новокузнецк-Северный, механизированного пункта подготовки вагонов на ст. Ерунаково, сетевых ПТО Входная и Алтайская. В комплексе с удлинением станционных путей (свыше 50 путей на 20 станциях) это создало условия для формирования и ускоренного пропуска угольных составов повышенного веса и длины.

В 2009 году завершена реализация крупнейшего за последние два десятилетия инвестиционного проекта ОАО "РЖД" в Западной Сибири - введен в эксплуатацию второй мостовой переход через р. Обь на участке Омск - Алтайская. Новый мост возведен в районе ст. Камень-на-Оби рядом со старым, который был построен в середине прошлого века и уже не обеспечивал беспрепятственного пропуска растущего грузопотока по Среднесибирскому ходу. Длина нового мостового перехода составляет 977 м, проектный срок службы - не менее ста лет. Помимо подходов к мосту общей протяженностью 2,15 км, были построены три путепровода через городские автодороги, пешеходный мост через железнодорожные пути ст. Камень-на-Оби. Всего в проект инвестировано 4,5 млрд. руб.

При строительстве моста были применены самые современные технологии. Металлические фермы собраны методом навесного монтажа. Безбалластное мостовое полотно уложено из более долговечных, чем использовавшийся ранее мостобрус, железобетонных плит. На подходах к мосту отсыпан специальный балластный слой, равномерно распределяющий нагрузку от подвижного состава на земляное полотно, что значительно снижает уровень шума от проходящих по мосту поездов. Установлен шумозащитный экран, разработанный в Германии в соответствии с новейшими технологиями.

Ввод второго мостового перехода в эксплуатацию увеличил пропускную способность Среднесибирского направления до 100 парт поездов в сутки, позволил переключить часть грузового движения с Транссибирского хода на Среднесиб, обеспечив ускоренный пропуск стовагонных составов порожних полувагонов в Кузбасс и угольных маршрутов повышенного веса и длины из Кузбасса. Благодаря этому возможность специализации главных направлений магистрали стала реальной.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер29.08.11Средсиб развивается полным ходом