08-02-22 / 2022
Новости отрасли
Инструмент глобализации

Контейнерные перевозки – активно развивающийся вид транспортировки грузов в мире, и ОАО "РЖД" стало частью международной системы. За счет качества сервиса, скорости и надежности доставок компания привлекает все большее число международных и отечественных логистических партнеров, отдающих предпочтение доставке контейнеров по железной дороге. В прошлом году транзитные контейнерные перевозки по отечественной инфраструктуре общего пользования впервые в истории превысили 1 млн ДФЭ, в этом году ожидается дальнейшее увеличение объемов. Детище Маклина

Первые проекты контейнеризации появились в конце XVIII века в Англии, где с помощью лодки с 10 деревянными контейнерами стали перевозить по каналу Бриджуотер уголь из Уорсли-Дельфа (место добычи) в Манчестер. К 1830-м годам железные дороги Великобритании перевозили контейнеры, которые могли быть переданы другим видам транспорта. В частности, простые прямоугольные деревянные ящики с углем, по четыре в вагоне, использовались для транспортировки угля из шахт Ланкашира в Ливерпуль, где краном перегружались на лошадиные тележки. Кроме деревянных стали использовать и железные ящики.

Однако автором современных контейнеров считается Малком Маклин, под руководством которого и был разработан современный интермодальный контейнер. В 1955 году он задался целью спроектировать контейнер, который мог бы эффективно загружаться на суда и надежно удерживаться при длительных морских рейсах. Так появился широкоугольный квадрат шириной 8 футов на 8 футов (2,4 на 2,4 м), построенный из гофрированной стали толщиной 2,5 мм. Конструкция включала механизм twistlock на каждом из четырех углов, позволяя легко закреплять и поднимать контейнер, используя краны. В 1957 году принадлежащее Малкому Маклину первое в истории контейнерное судно Gateway City совершило первый рейс из Нью-Джерси в Майами.

Рабочий стандарт

Технология получила распространение. В первые годы компаниями использовались разные размеры контейнеров. Так, в США Matson Navigation имела парк 24-футовых контейнеров, а Sea-Land Service, Inc использовала 35-футовые. Существующие сейчас стандартные размеры возникли в результате ряда компромиссов между международными судоходными компаниями, европейскими железными дорогами, железными дорогами США и американскими автоперевозчиками. В январе 1968 года Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила стандарт ISO 668, определивший общие размеры в 20 и 40 футов, которыми все пользуются до сих пор. Была принята единица измерения контейнерных грузов – TEU (ДФЭ), равная объему стандартного 20-футового контейнера. Основываясь на этих стандартах, первым контейнеровозом TEU стал японский корабль, взявший на борт в 1968 году 752 контейнера TEU.

С этого времени контейнерные грузы начали стремиться к преобладанию в международной морской доставке: в 1966 году около 1% стран имели контейнерные порты, но уже к 1983 году такие порты появились в 90% стран. Благодаря контейнеризации стоимость доставки грузов снизилась более чем на 90%. До появления контейнеров грузы загружались бригадами докеров со скоростью около 1,3 тонны в час, а с контейнерами уже к 1970 году этот показатель составлял более 30 тонн в час. Около 90% всех покупаемых товаров в наши дни перевозятся по морю в контейнерах. В мире насчитывается более 20 млн морских контейнеров, которые совершают более 200 млн поездок в год.

Последствия стандартизации контейнеров быстро распространились за пределы судоходной отрасли. Контейнеры ДФЭ приняты автомобильными и железнодорожными транспортными отраслями и для перевозок, не связанных с доставкой по морю. Многие эксперты считают, что именно контейнеры стали самым мощным катализатором наблюдаемой глобализации.

Связующая Азию и Европу инфраструктура ОАО "РЖД" становится все более привлекательной для контейнерной логистики. Число контейнерных поездов, одновременно находящихся в движении на полигоне РЖД, в отдельные сутки 2021 года превышало 700 единиц и составляло порядка 15% от всех поездов сети. Компания разрабатывает специальные графики движения для контейнерных поездов, создает удобный сервис для операторов, разрабатывает и реализует различные технологии уменьшения сроков доставки.

Ускоренные контейнерные поезда уже сейчас могут доставить груз из КНР в Белоруссию за 16-18 дней. Для сравнения: перевозка морским транспортом через прибалтийские порты займет около 45-50 дней, авиаперевозка составляет от 3 до 10 дней.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.02.2022