29-06-15 / 2015
Новости отрасли
Инновационный подход к вагоностроению

Подвижной состав для тяжеловесного движения - ключевое направление, обеспечивающее комплексное развитие отечественной вагоностроительной отрасли. В этом уверен генеральный директор АО "Научно-внедренческий центр "Вагоны", доктор технических наук, академик Академии транспорта РФ, профессор Юрий Бороненко. Специально для журнала "РЖД-Партнер" он дал интервью, во время которого рассказал о последних тенденциях в вагоностроении и новых научно-технических разработках, которые будут обсуждаться в рамках международной конференции "Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)".

- Юрий Павлович, с 1 по 5 июля ваша компания организует и проводит конференцию "Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)". Изменился ли формат мероприятия за 16 лет работы?

- Первую конференцию мы проводили в 1999 году. Основные темы, которые рассматривались тогда, - это обновление парка грузового и пассажирского подвижного состава, развитие нового поколения вагонов. Наряду с этим обсуждались федеральные программы поддержки и технические детали создания и производства вагонов. На конференции, которая пройдет в 2015 году, все эти темы также будут затронуты. Помимо этого, традиционно в рамках мероприятия будут работать три секции, на каждой из которых обсуждается свой круг вопросов: пассажирский и грузовой подвижной состав; динамика, прочность и надежность вагонов. В этом году активное участие в конференции примет Некоммерческое партнерство "Объединение вагоностроителей" (НП "ОВС"). Мы ожидаем выступления представителей вагоностроительных заводов.

- Насколько, по Вашим наблюдениям, увеличилось количество докладчиков и участников конференции?

- Выросло практически в 2 раза. Это узкоспециализированная научно-техническая конференция, поэтому состав участников, которые ежегодно представляют на ней свои достижения и разработки, не претерпел особых изменений. Однако надо отметить, что состав докладчиков время от времени качественно меняется: те, кто выступал раньше в статусе аспирантов, сегодня стали доцентами, а некоторые и докторами. Другие сделали карьеру на производстве, стали руководителями отделов, главными конструкторами и даже руководителями предприятий. Большинство разработок, которые были представлены на конференциях ранее, успешно реализованы. В этом году в организации проведения конференции будет участвовать новое научное подразделение Санкт-Петербурга - Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий (ООО "ВНИЦТТ"), входящий в НПК ОВК и известный своими достижениями в создании новых инновационных вагонов.

- Какие новые перспективные идеи и технические решения ожидаются на конференции в этом году? Каковы, на Ваш взгляд, сейчас самые актуальные темы, которые будут обсуждаться на ней?

- Вопрос о создании тележек с увеличенной нагрузкой в 25 тс/ось был поднят на первой нашей конференции. Тогда конструкторы только рассматривали возможность их создания, а сейчас они выпускаются серийно. В этом году мы будем анализировать вопросы, связанные с внедрением в производство тележек с осевой нагрузкой уже в 27-30 тс, с развитием высокоскоростного движения.

- На что сегодня делается ставка при разработке новых вагонов? Какие их типы, по Вашему мнению, наиболее востребованы на рынке?

- К сожалению, вагоностроение находится в кризисе. Главная задача, стоящая в настоящее время перед производителями, - создать новые вагоны, которые будут востребованы на рынке транспортных услуг. Для этого, по моему мнению, необходимо увеличить грузоподъемность и объем вагона, не прибавляя длину и снизив тару. Именно такой подвижной состав будет востребован на рынке, так как станет приносить более высокий доход. Те новые вагоны, которые сегодня выпускаются заводами, недостаточно востребованы - возможно, как раз потому, что по своим показателям они немногим превосходят подвижной состав старого типа.

Ученые и конструкторы сейчас работают как над улучшением технико-экономических характеристик вагонов, так и над повышением их потребительских свойств. При создании инновационного грузового подвижного состава нужно решить три основные задачи. Первая - переход на новый габарит Тпр. Он шире традиционных, и из-за этого с внедрением таких вагонов возникают трудности. В первую очередь при взаимодействии такого подвижного состава с вагоноопрокидывателями. Вторая - подготовка промышленных предприятий к погрузке/выгрузке вагонов габарита Тпр. Третья задача - создание ходовых частей, обеспечивающих увеличение осевых нагрузок до 27-30 тс. Ситуация кардинально изменится, когда разработчикам удастся добиться увеличения объема перевозимых новыми вагонами грузов на 15-20% по сравнению с прежними. В таком случае потребуется обновление парка вагонов пространства 1520, а не только замена выходящих из строя вагонов с истекающим сроком службы.

- Юрий Павлович, возвращаясь к главной теме нашей беседы, каковы основные цели и задачи конференции?

- Международная конференция "Подвижной состав XXI века (идеи, требования, проекты)" - это рабочая площадка для взаимодействия ученых, конструкторов и других участников рынка транспортных услуг. Для того чтобы идеи, которые рождаются в умах ученых, были понятны, реализованы и востребованы, необходимо взаимодействие между всеми участниками отрасли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру29.06.2015