09-09-15 / 2015
Новости отрасли
Инновационная цистерна XXI века

Позади остался V юбилейный Международный железнодорожный салон техники и технологий EXPO 1520. Как-то незаметно пролетели четыре регламентных дня. Встречи, презентации, дискуссии, "круглые столы", пресс-конференции. Много интересного и познавательного. Посетителей выставки, а их было немало, в первую очередь привлекли новейшие разработки отечественных и зарубежных конструкторов в области транспортного машиностроения. Например, достаточно устойчивым спросом пользовалась у специалистов экспозиция УК "РэйлТрансХолдинг". Особый интерес к выставленным экспонатам в первую очередь проявили грузовладельцы опасных грузов, таких, как, например, расплавленная сера. Поэтому неудивительно, что в день презентации вагона-цистерны модели 15-9544 управляющей компании "РэйлТрансХолдинг" на их площадке было многолюдно. Интерес к этой необычной во всех отношениях цистерне проявили не только владельцы и операторы специализированного железнодорожного подвижного состава, но и представители нефтехимической отрасли – основные пользователи услуг подобного подвижного состава.Первое впечатление от увиденного, не касаясь технических и технологических достоинств этого самого современного инновационного отечественного продукта, оценивая его только лишь визуально, с точки зрения дизайна, можно сказать: да, это изделие XXI века.

А теперь о самом главном – технических, технологических и конструктивных решениях, примененных при производстве вагона-цистерны. Словом, о конкурентных преимуществах вагона-цистерны модели 15-9544. Об этом участникам выставки достаточно подробно и увлекательно рассказал главный конструктор проекта УК "РэйлТрансХолдинг" Роман Шейченко, детально ответив на все возникшие у посетителей вопросы.

Итак, в чем отличие инновационной цистерны модели 15-9544 от уже существующих на сети? Какую выгоду получит грузовладелец, приобретая эту цистерну? Роман Шейченко постарался максимально удовлетворить неподдельный интерес посетителей площадки УК "РэйлТрансХолдинг" к инновационному изделию. Конкурентных преимуществ несколько. Начнем с главного.

Во-первых, по словам конструктора, помимо перевозки основного продукта – расплавленной серы, конструкционные решения вагона-цистерны предусматривают возможность перевозить и другие продукты нефтехимической отрасли, которые требуют специальный код L6DH согласно правилам СМГС. После получения допуска вагон-цистерна может выходить и на европейскую колею стандарта 1435 мм.

Второй плюс. Новая разработка УК "РэйлТрансХолдинг" полностью соответствует критериям инновационного подвижного состава, которые используются в настоящее время. Поясним, что единого подхода в этом вопросе нет – у каждого разработчика, производителя свои требования к понятию инновационности. Но вагон-цистерна производства УК "РэйлТрансХолдинг" – изделие настолько универсальное и совершенное, что удовлетворит самого придирчивого и дотошного эксперта. Заложенные в нее конструкционные особенности соответствуют понятиям инновационности трех основных регуляторов: Минпромторга РФ, СОЖТ и ОПЖТ.

Каковы эти критерии? Например, грузоподъемность ее составляет 71,7 тонны, что на 9,5 процента больше существующих аналогов, при нагрузке на ось 25 тонн и выше. На 33 процента увеличен и назначенный срок службы вагона-цистерны, который составил 32 года. При среднем установленном сроке в 27 лет.

– За увеличенный срок службы в 32 года инновационный вагон-цистерна обеспечит грузоотправителю перевозку дополнительно более 18 тысяч тонн продукта, что соответствует 11 годам эксплуатации традиционного вагона-цистерны, – уточнил Роман Шейченко.

Добавим, что до 500 тысяч километров увеличен и межремонтный интервал, что составит почти 4 года интенсивной эксплуатации вагона.

– Третье преимущество. Такая цистерна – это своего рода большой термос, который сохраняет температуру подогретой серы несколько дней, что облегчает ее слив, – уточнил Роман Шейченко.

Как достигается этот эффект? Вроде бы ничего сложного, но конструкционная находка инженеров компании дала колоссальный экономический эффект. Таким образом, перевозчик сэкономит значительные средства только на подогреве серы. Сравните сами. Его энергоэффективность обеспечит экономию более 80 тысяч кВт часов электроэнергии, что равно 3 годам эксплуатации вагонов прежних моделей.

Итак, в традиционных цистернах для перевозки расплавленной серы подогретый воздух, поднимаясь, сосредотачивается в верхней части кольцевого зазора подогревательного кожуха, подогревая теплоизоляцию и через неплотности выходя в атмосферу. В кожухе инновационного вагона-цистерны разрыв кольцевого зазора приводит к равномерному перераспределению горячего воздуха ниже уровня самого продукта, тем самым ускоряя теплообмен и вынуждая разогретый воздух совершать полезную работу. Кроме того, проведя многочисленные аэродинамические расчеты движения состава, конструкторы-разработчики точно установили: в зоне днищ вагона формируются устойчивые вихри, которые приводят к теплопотерям вагона через днища. Поэтому было принято решение: для снижения этого негативного явления днища кожуха следует выполнить из композиционных материалов, которые обладают значительно меньшей теплопроводностью по сравнению с традиционно применяемой сталью.

В цистерне на 15 процентов увеличен слой теплоизоляции в наиболее нагретой части котла, а зеркальная внутренняя поверхность подогревательного кожуха отражает длинноволновую часть спектра в сторону котла, что также положительно сказывается на теплотехнических характеристиках вагона-цистерны. А также совершенно по-новому был решен вопрос теплоизоляции котла: супертонкое базальтовое волокно, сшитое из стеклофольма - ткани, помещенное в маты с двухсторонним полиуритановым покрытием ПУ-2 с простежкой стеклонитью и герметизацией.

В-четвертых. Конструкторы-разработчики новой модели вагона-цистерны учли ряд замечаний,высказанных будущими потребителями этого узкоспециализированного подвижного состава. Например, при проведении испытаний на полигоне компании "Газпромтранс" в Астраханской области их специалисты попросили улучшить конструкцию крышки арматурного отсека для снижения трудоемкости при обслуживании. Что и было сделано: теперь для ее открытия достаточно усилия одного человека. Также с учетом пожеланий специалистов "Газпромтранса" были улучшены конструкции сливо-наливных труб и продувочных патрубков. Все сливо-наливные коммуникации оснащены запорной арматурой, что соответствует всем экологическим нормам.

Пятое преимущество: универсальность новой разработки. Уже сейчас в котле L6DH вагона-цистерны можно перевозить 11 видов продуктов, требующих разогрева и теплоизоляции: расплавленную серу (базовый вариант), ангидрид фталевый, нафталин расплавленный, динитротолуол расплавленный дихлорнитробезол, анилин, нитротолуол, фенол, дихлорбензол, аминодифиламин, натр едкий, фенилгидразин.

Вагон-цистерна 15 9544 в 2015 году прошел полный цикл работ по постановке на производство и имеет Декларацию ТР ТС 032 ТС № RU Д RU.АТ15.В.00544 (для сосуда, работающего под давлением), Сертификат ТР ТС 010 № RU C US.AT15.B.00226 (по общепромышленной безопасности), Сертификат ТР ТС 001/2011 № ТС RU C RU.ЖТ02.В.00312 (Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте).

И наконец, последний аспект: какова актуальность инновационного вагона-цистерны для транспортировки жидкой серы на современном этапе, насколько они будут востребованы рынком?

По словам Романа Шейченко, проведенные маркетинговые исследования показали высокий и устойчивый спрос на специализированный подвижной состав. Ведь с 2009 по 2015 год потребление серы выросло на 1,4 млн тонн, и производство этого продукта за четыре последних года также выросло на 0,8 млн тонн. То есть рынок демонстрирует устойчивый спрос на этот продукт, особенно в сегменте производства минеральных удобрений для нужд агропромышленного комплекса. Кроме того, парк специализированного подвижного состава с каждым годом стареет. В 2014 году было списано 217 единиц, до конца 2015 года ожидается списание еще 122 единиц вагонов-цистерн. А к 2019 году в России ожидается острый дефицит цистерн для железнодорожных перевозок жидкой серы, так как на сети будет выведено из эксплуатации еще 260 единиц. Так что емкость рынка достаточна для производства цистерн нового поколения. Эту тенденцию почувствовали во время салона как производители подвижного состава, так и его потребители, которые проявляли к новой модели УК "РэйлТрансХолдинг" устойчивый интерес. Инновационные, нестандартные решения, экономичность, экологичность и энергоэффективность в эксплуатации вкупе с точным маркетинговым расчетом сделали новое детище УК "РэйлТрансХолдинг" одной из главных "фишек" машиностроительной отрасли прошедшего салона. Разработанные конструкторами "РэйлТрансХолдинг" нестандартные решения для улучшения эксплуатационных и конкурентных способностей цистерны 15-9544 закреплены 12 патентами на изобретения и полезные модели. А на прошедшем конкурсе, организованном НП ОПЖТ, модель 15-9544 ведущими экспертами в области железнодорожного транспорта была названа одной из лучших инновационных разработок года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.09.2015