27-09-12 / 2012
Новости отрасли
Инициатива ФСТ, направленная на повышение гибкости в тарифах на предоставление вагонов ВСП будет иметь неоднозначные последствия

Заместитель генерального директора ООО «Стура Транспорт» Иван Логинов считает, что последняя инициатива ФСТ, направленная на повышение гибкости в формировании тарифов на предоставление вагонов парка ВСП, в случае ее реализации в нынешнем виде будет иметь неоднозначные последствия.

– Иван Васильевич, парк ВСП, по мнению большинства участников рынка, выступил в роли стабилизатора перевозочного процесса. Насколько логичным в этом отношении Вам видится вариант, скажем так, усиления коммерциализации его функционирования?

– При его создании в какой-то степени для части подвижного состава на сети решается проблема встречных порожних потоков. Из-за обезличивания вагонов и укрупнения парка движение на сети со временем может стать более упорядоченным. При этом сейчас ОАО «РЖД» наделяется полномочиями, позволяющими менять величину тарифа на парк вагонов ВСП дифференцированно по направлениям и видам груза один раз в месяц. Это дает возможность компании более гибко реагировать на ситуацию на рынке и конкурировать с операторами. Особенно это важно при возможных кризисных резких падениях объемов перевозок.

Согласно приказу ФСТ, допускается применение корректирующих коэффициентов от 0,7 до 1,1. Если говорить, допустим, о перевозке лесных грузов, то при применении коэффициента 0,7 тариф на перевозку в вагонах ВСП будет ниже суммарного тарифа на груженый и порожний пробег как для специализированных платформ собственников, так и для полувагонов собственников. То есть даже если оператор-частник будет отдавать свой подвижной состав отправителям без начисления арендной платы, то все равно стоимость перевозок в вагонах ВСП при применении коэффициента 0,7 будет ниже. Возможность 30%-ного снижения является достаточным инструментом не только для конкуренции за отправителя и за высокодоходные грузы, но и для стимулирования перевозок в той или иной отрасли в случае кризисных ситуаций.

– Можно ли сказать, что повышение гибкости тарифов сделает передачу подвижного состава в парк перевозчика более привлекательной для собственников и операторских компаний?

– Верхняя планка повышения тарифов установлена на уровне 10%. Считаю, что такого коэффициента может не хватить, чтобы удержать вагоны в парке ВСП при благоприятной для оператора конъюнктуре рынка. Сейчас сложилась объективная ситуация, когда возможности перевозки выше предлагаемого к перевозке количества груза. И вывод подвижного состава в парк ВСП может быть относительно выгоден для собственника. Но что произойдет, если спрос на вагоны превысит предложение? Очевидно, будет наблюдаться тенденция к росту суточных ставок операторов, и, возможно, часть вагонов парка ВСП может уйти обратно в управление собственника, у которого появится возможность установить ставки посуточной аренды согласно рынку. Такие движения с приходом/уходом более дешевых вагонов могут крайне негативно отразиться на грузоотправителях в целом.

– Каков Ваш прогноз в отношении динамики среднего уровня тарифов?

– Считаю, что в ближайшем будущем следует ожидать снижения ставок операторов подвижного состава, и если вагон ВСП приходит всерьез и надолго, то возможно даже вытеснение небольших операторов с рынка. Небольшие грузоотправители, скорее всего, пожертвуют более понятной и прогнозируемой работой с частным оператором в пользу более дешевого парка ВСП. Тарифы на него должны послужить индикаторами для рынка перевозок в целом.

Стоимость перевозки в вагонах парка ВСП для грузоотправителей сейчас существенно ниже, чем в приватном подвижном составе. Думаю, что на начальной стадии резких изменений ставок у операторов произойти не должно, так как большинство из них работает по более или менее долгосрочным контрактам. Но в начале следующего года при переподписании договоров можно ожидать падения суточных ставок на вагоны. От прихода парка ВСП пострадают в основном операторы, работающие сегодня на рынке по краткосрочным договорам, по достаточно высоким спотовым ценам, – им сложнее всего сейчас конкурировать с более дешевыми вагонами парка ВСП.

– В чем Вам видятся дополнительные резервы для повышения эффективности тарифов ВСП как инструмента оптимизации взаимодействия между клиентом и поставщиком услуг?

– Сейчас наша компания постепенно увеличивает долю маршрутных отправок в собственных вагонах. Грузоотправители идут нам навстречу, увеличивают погрузочные мощности, длину погрузочных тупиков для формирования отправительских маршрутов. Практически все эти отправки являются экспортными, и, несмотря на то, что скидка на маршрутные отправки при экспорте не предусмотрена, наши клиенты все равно получают определенный эффект, связанный с сокращением арендных платежей из-за большей скорости движения вагонов. Сейчас на групповые отправки в вагонах ВСП скидка при экспортных перевозках также не предусмотрена, эффекта от снижения арендных платежей для отправителя также нет, так как аренда заложена в тариф. Формирование групповых отправок требует от грузоотправителя дополнительных затрат, поэтому хотелось бы увидеть соответствующие скидки в тарифе для стимулирования таких видов перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.09.12Между ценой и качеством?