03-07-21 / 2021
Новости отрасли
Инфраструктура с недостатками

Казахстанские операторы предлагают увеличить количество транспортных узлов в стране

В Казахстане в конце июня прошла видеоконференция на тему "Инновационная логистика как инструмент улучшения качества транспортного обслуживания грузовладельцев". Главной темой обсуждения стали проблемы железнодорожного транспорта и способы их решений. Участники рынка высказали опасения относительно станций с недостаточной пропускной способностью, инфраструктура которых может быть не готова к росту объемов перевозок Китай – Европа – Китай.

Союз транспортников Казахстана KAZLOGISTICS совместно с Научно-исследовательским и проектным институтом транспорта и коммуникаций представил исследование об эффективности использования железнодорожного подвижного состава и уровне качества обслуживания на железной дороге. Член президиума Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Эдуард Каплан считает уровень качества транспортно-логистического обслуживания в Казахстане невысоким. В рейтинге Всемирного банка Logistics Performance Index (индекс эффективности логистики) страна занимает 71-е место, по качеству транспортного обслуживания – 94-е место.

"В сфере железнодорожного транспорта есть давние проблемы, которые не находят своего решения. Среди них несвоевременная подача вагонов, сверхнормативные простои, "брошенные" поезда на границе с Китаем. Эти вопросы, как правило, решаются на поверхностном уровне. Прежде всего необходимо увеличить количество транспортных узлов, а также расширить станции с низкой пропускной способностью", – подытожил Эдуард Каплан.

Согласно исследованию, время движения вагона в груженом состоянии составляет 20% его оборота, при этом 50% приходится на простои на подъездных путях и стыковых станциях, 30% – на простои в пути. Таким образом, эффективность использования вагонного парка составляет около 12%.

"На протяжении 10 лет существуют несколько станций с низкой пропускной способностью, – заявил начальник управления по стратегическому, инвестиционному планированию ТОО "ТрансКом" Андрей Мелихов. – Среди них станции Кызыл-Жар, Аксу, Алашанькоу и Хоргос. В 2020 году в направлении Китай – Европа – Китай грузопоток составил 518 тыс. ДФЭ, к 2024 году этот показатель, по прогнозам, увеличится до 1,6-2 млн ДФЭ. Однако инфраструктура осталась та же самая".

По его словам, почти весь транзитный поток идет через железнодорожную станцию Кызыл-Жар, на эту же станцию выходят все перевозки горнодобывающих предприятий.

"Из-за высокого грузопотока остальные перевозчики вынуждены ехать в обход через станцию Есиль, что приводит к удорожанию транспортных расходов. Неоднократно обращались в КТЖ по поводу расширения станции Кызыл-Жар, которое не требует больших капиталовложений, но безрезультатно", – пояснил Андрей Мелихов.

Президент ассоциации "Партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии" Берик Булекбаев считает, что решением проблемы является оптимизация использования вагонного парка. Для улучшения маневровой работы на подъездных путях были внедрены несколько инженерных решений. Например, спроектированы сквозные депо, установлены грузовые и маневровые лебедки, организованы мобильные пункты экипировки маневровых локомотивов на подъездных путях промышленных предприятий.

Операторы выделяют несколько необходимых к внедрению инструментов для организации качественного транспортно-логистического обслуживания. К примеру, целесообразным является создание интеграционных логистических команд из представителей грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и оператора.

Исследование среди прочих проблем выявило недостаточное взаимодействие участников перевозочного процесса и слабое развитие IT-технологий для организации транспортировок. Участники рынка предложили внедрять на сети различные логистические технологии – 4PL, Supply Chain Management (системы управления цепочками поставок), круглосуточно функционирующий центр управления перевозками.

КТЖ заявляет, что постоянно работает над оптимизацией перевозочного процесса и эффективным управлением отправок. Компания представила автоматизированные системы, применяемые для управления железнодорожными перевозками. Например, компьютерные программы разрабатывают график движения поездов, ведут учет расхода топливно-энергетических ресурсов, формируют план перевозок и организовывают работу станций, локомотивных и вагонных хозяйств.

По словам заместителя генерального директора "КТЖ – Грузовые перевозки" (дочернее подразделение АО "НК "Казахстан темир жолы", КТЖ ГП) Каната Кобесова, предприятие внедрило на всех станциях сети железных дорог автоматизированную систему безбумажного оформления перевозочных документов "Договорная и коммерческая работа" во внутриреспубликанском и международном сообщениях. Она охватывает три компонента – планирование, оформление электронной накладной и электронный расчет. В системе работают более 51 тыс. пользователей, из них более 36 тыс. – клиенты, свыше 420 собственников подвижного состава и 1000 экспедиторских организаций.

"Регулярно проводятся опросы по качеству обслуживания, свыше 90% пользователей удовлетворены работой системы. Уникальность этого приложения в том, что в него можно войти с любого гаджета и из любой точки мира. После регистрации наши клиенты могут смотреть остаток счета, исполнение плана и другую интересующую информацию о перевозках", – отметил Канат Кобесов.

Электронная подача заявок на переадресовку вагонов позволила сократить процесс одобрения заявок с двух дней до одного часа. Процесс планирования перевозок ранее занимал около 11 часов, а сейчас это можно сделать за пять минут.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152003.07.2021