10-01-19 / 2019
Новости отрасли
Инфраструктура под планы угольщиков не должна оказаться "переразмеренной" - Путин

Президент РФ Владимир Путин предостерегает от чрезмерного развития инфраструктуры, которая может оказаться невостребованной угольщиками, если их проекты не будут реализованы.

"Я помню прекрасно озабоченности, связанные с возможностью переразмеренности отрасли, с возможностью переразмеренности сетевого хозяйства в этой связи. Но все-таки нужно понять, куда мы двигаемся, какими темпами и в каком объеме будем вкладывать ресурсы, в том числе в развитие железнодорожного транспорта, чтобы доставить уголь потребителям", - заявил глава государства на встрече с министром энергетики РФ Александром Новаком.

В.Путин напомнил, что эти вопросы обсуждались на заседании президентской комиссии по ТЭК в конце августа в Кемерово. "Нужно то, о чем мы договаривались, окончательно сформировать, сформулировать в качестве поручений вместе с администрацией (президента - ИФ) и реализовывать", - отметил он.

"Сейчас такая работа вместе с министерством транспорта, с ОАО "Российские железные дороги" ведется с учетом анализа мировой конъюнктуры на среднесрочную перспективу. Окончательные цифры будут выверены, и программа будет синхронизирована, безусловно: и по развитию угольной отрасли, и по развитию железнодорожной инфраструктуры в том числе", - сказал в ответ А.Новак.

"Абсолютно новые будут темпы развития. Около 1,5 трлн руб. будет вложено в ближайшее время в развитие угольной отрасли и в развитие портовой инфраструктуры", - заметил он в ходе встречи, уточнив, что в 2018 г. в РФ было добыто 433 млн тонн угля - при том, что ранее на цифру в 430 млн тонн планировалось выйти только к 2020 г.

В протоколе, подготовленном по итогам "кемеровского" заседания президентской комиссии, отмечается, что правительство РФ до 30 июня должно "принять меры" по совершенствованию механизма приема и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченных пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры ("Интерфакс" ранее ознакомился с копией документа, датированного серединой декабря). Вопрос регулярно возникает в связи с активным ростом экспорта в дальневосточном направлении (в первую очередь - именно угольной продукции).

На основе прогнозов потребления угля в период до 2030 г. правительство к 30 сентября должно будет актуализировать отраслевую программу, предусмотрев в ней развитие добычи как в традиционных (Кемеровская область, Хакасия, Якутия), так и в новых регионах (Восточная Сибирь и Дальний Восток) с учетом возможностей угольных компаний по увеличению экспорта.

На августовском заседании А.Новак отмечал, что устойчивый рост спроса на уголь - прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе - продолжится на горизонте 2025-2030 гг. Обновленная программа развития отрасли предусматривает добычу 560 млн тонн к 2025 г. в год вместо 460 млн тонн, до 2030 г. - 590 млн тонн против 480 млн тонн (прирост 23-25%), что потребует частных инвестиций в 1 трлн руб., и угольщики подтверждают, что готовы вложить такой объем средств, говорил он.

Рост добычи ожидается в Кузбассе, Хакасии, Якутии, Туве, Хабаровском крае, "учтены" проекты в Забайкальском крае, Бурятии, в Иркутской, Новосибирской и Амурской областях, уточнял министр. "Суммарные объемы экспортных поставок российского угля в восточном направлении могут увеличиться со 100 млн тонн до 207 млн тонн к 2025 г. В том числе по направлению железнодорожных перевозок - до 195 млн тонн. И здесь ключевой вопрос - снятие ограничений по пропускной способности транспортной инфраструктуры с учетом необходимости ее электрификации", - добавлял при этом А.Новак.

В этой связи протокол предписывает (в рамках комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры и с ориентиром на цели "майского указа" президента) обеспечить ежегодную погрузку российского угля в восточном направлении (включая экспорт, в том числе через пограничные переходы) в объеме 125 млн тонн в 2020 г., 170 млн тонн - в 2023 г., 195 млн тонн - в 2025 г. (без учета "изолированных" районов угледобычи в Магаданской и Сахалинской областях, а также в Чукотском автономном округе).

"Российские железные дороги" должны будут своевременно завершить первый этап модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (по ним предусматривается государственная поддержка, в том числе из Фонда национального благосостояния) и реализовать второй этап проекта за счет собственных средств. Уточняется, что из 195 млн тонн угля, которые в 2025 г. должны следовать в направлении Дальнего Востока, 100 млн тонн грузоотправители смогут отправлять в порты Приморья, 85 млн тонн - в ванино-совгаванский узел в Хабаровском крае.

Общий объем инвестиций РЖД во второй этап проекта оценивается в 696,6 млрд руб. "При этом нам необходимо ускорить проектирование - это 3,4 млрд руб., они уже заложены в нашей программе", - говорил на президентской комиссии глава компании Олег Белозеров. Ключевые целевые показатели второго этапа проекта "БАМ/Транссиб" по основным участкам правительству необходимо разработать и утвердить к 31 июля (включая наличие пропускных способностей, предельный вес поезда). При этом в инвестиционную программу компании они должны лечь "с учетом повышения эффективности от реализации инвестиционных проектов".

Чтобы реализовать программу своевременно, кабинету министров предписано к 30 июня обеспечить опережающее финансирование работ по подготовке технико-экономического обоснования (включая увеличение пропускных способностей в районе Северомуйского тоннеля на БАМе). При этом долгосрочные планы "Российских железных дорог" по развитию своей инфраструктуры должны быть синхронизированы с развитием портов (в том числе Ванино, Восточный, Владивосток, Посьет), а также объектами угольной отрасли и электросетевого хозяйства - "с учетом интересов грузоотправителей". Соответствующий доклад правительство должно будет представить к концу 2019 г.

Также правительству предписано синхронизировать второй этап программы "БАМ/Транссиб" с проектами, реализуемыми с использованием механизмов государственно-частного партнерства. До 31 января кабинет министров должен будет проработать механизм взаимной ответственности потребителей услуг и инфраструктурных компаний за загрузку создаваемых транспортных мощностей в согласованных объемах.

Кроме того, согласно протоколу, до 31 марта правительству с заинтересованными органами власти и организациями предписано подготовить предложения по оптимизации технико-экономических показателей проекта по развитию "восточного полигона", чтобы сократить сроки его окупаемости и повысить доходность (в том числе за счет привлечения дополнительных грузов помимо угля). Кроме того, до 1 июля будут оценены риски инфраструктурных проектов в рамках логистических решений по увеличению экспорта российского угля, планируется проанализировать ее будущую загрузку другими грузами. Кабинет министров представит предложения по минимизации таких рисков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.01.2019