01-10-18 / 2018
Новости отрасли
Инфраструктура обеспечит рост

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ. – Каков ваш прогноз по развитию железнодорожной отрасли в обозримом будущем?

– В текущем году актуализирована долгосрочная программа развития (ДПР) ОАО "РЖД" на период до 2025 года, согласно которой будут созданы дополнительные условия для развития партнеров компании, увеличена транспортная связанность страны, в том числе удаленных районов, обеспечена конкурентоспособность российской экономики.

Реализация одной из ключевых задач железнодорожной отрасли – удовлетворения спроса на перевозки (угольной, металлургической, нефтяной, строительной и других отраслей российской экономики) с целью роста экономики страны – обеспечит формирование вклада в ВВП в размере 9,1 трлн руб. в 2025 году, что составляет порядка 5,6% от ВВП страны (в 2017 году – 4,7 трлн руб., или 5,1% от ВВП).

Инвестиции ОАО "РЖД" формируют растущий спрос многих смежных отраслей национальной экономики, что обусловливает требования к их развитию. В подготовленном проекте ДПР РЖД предусмотрены требования к развитию отраслей национальной экономики и программы импортозамещения.

Так, рост грузооборота на сети к 2025 году потребует, по укрупненной оценке, увеличения закупки топлива более чем на 20% (к уровню 2017 года), объема потребления электроэнергии на 27%. Аналогичным образом реализация перспективных проектов развития пропускных способностей сети, а также проектов оздоровления железнодорожного пути приведет к росту потребности в закупке стальных материалов верхнего строения пути, включая рельсовый прокат, более чем на 20%, щебня – более чем на 40%. Рост объема закупок тягового подвижного состава ОАО "РЖД" составит более чем 60%. Закупки новых грузовых вагонов увеличатся в 2,8 раза, закупки пассажирских вагонов – более чем на 40%, что является стимулом для дальнейшего развития, в частности, машиностроительной отрасли.

Таким образом, поставщики компании из различных отраслей промышленности получат импульс к развитию и внедрению передовых технологий изготовления продукции железнодорожного назначения. Потенциал эффективного развития железнодорожной отрасли способствует развитию суммарно предприятий 17 отраслей российской промышленности.

– Насколько, с вашей точки зрения, важна реализация инфраструктурных проектов ОАО "РЖД" для развития экономики страны в целом?

– Действительно, одним из ключевых аспектов железнодорожной работы является развитие железнодорожной инфраструктуры. Только модернизация БАМа и Транссиба дает ряд прямых эффектов – суммарные поступления в бюджет РФ за 30 лет составят почти 500 млрд руб., ВРП (валовый региональный продукт. – Ред.) Дальнего Востока и Забайкалья вырастет дополнительно на сумму от 650 млрд руб. до 1 трлн руб. Объем заказов российским производителям строительных и прочих материалов оценивается в 394 млрд руб. Кроме того, объем вывоза дополнительных объемов грузов по обновленному Восточному полигону составит порядка 66 млн тонн, а это толчок для развития промышленных предприятий, обновления их производственной базы, расширения использования инновационных технологий.

Вклад проекта в стимулирование реального сектора экономики региона – это 40 тыс. рабочих мест на железнодорожном транспорте и в смежных отраслях промышленности, в том числе и за счет вовлечения предприятий малого и среднего бизнеса.

– Но ведь развитие инфраструктуры не ограничивается только Восточным полигоном…

– Безусловно. Необходимо отметить, что ОАО "РЖД" системно развивает всю сеть, модернизируются все ключевые направления перевозок. Так, например, реализация проектов высокоскоростного железнодорожного сообщения выступает катализатором развития отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса, экономического подъема регионов.

При этом если сейчас железнодорожный транспорт с грузоотправителями формирует около 0,1 п.п. прироста ВВП, то к 2025 году эта величина возрастет до 0,23 п.п. При этом в период реализации ДПР до 2025 года в бюджеты всех уровней поступит почти 3 трлн руб., а с учетом заказа компании для отраслей экономики – 5 трлн руб.

Только за первые 10 лет эксплуатации трассы ВСМ Москва – Казань совокупный прирост ВВП Российской Федерации за счет инвестиционных и агломерационных эффектов составит 13,4 трлн руб. в прогнозных ценах, а размер дополнительных налоговых поступлений за 10-летний период эксплуатации составит 2,6 трлн руб., что превышает полную стоимость реализации проекта. Кроме того, получат дополнительные доходы и бюджеты регионов прохождения трассы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.10.2018