09-02-21 / 2021
Новости отрасли
Инфраструктура на две колеи

Железная дорога Азербайджана совершенствует управление грузовым терминалом в Иране ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) создало дочернюю компанию ООО Astara Terminal. Новая компания будет управлять грузовым терминалом в иранском городе Астара. Планируется, что такая мера позволит повысить грузооборот и рентабельность актива.

Как рассказал "Гудку" начальник отдела развития бизнеса АЖД Фархад Керимов, основными функциями нового подразделения станут координация работы различных модулей терминального комплекса и централизованный контроль над грузовыми операциями.

"Компания будет выполнять роль единого диспетчера, регулируя движение товаров внутри терминала, перевалку грузов и другие операции. Мы надеемся, что выделение терминала в отдельное предприятие поспособствует увеличению пропускной способности терминала и, как результат, повысит грузооборот и рентабельность", – говорит Фархад Керимов.

Астаринский терминал расположен в иранском городе Астара, в 1,4 км от азербайджано-иранской границы. Площадь терминала составляет 35 га. Этот участок земли арендован у Ирана правительством Азербайджана в 2017 году сроком на 25 лет.

Терминал является звеном международного транспортного коридора "Север – Юг". Большая часть транзитных железнодорожных грузов, проходящих перевалку на терминале, принадлежит России и Ирану. В прошлом году 75% от общего объема перевалки пришлось на долю транзитных грузов, перевезенных по территории Азербайджана.

На территории терминального комплекса Астара построены сухогрузный терминал, контейнерная площадка и административное здание иранской таможни. В настоящее время ведется строительство второго административного здания, дополнительных подъездных путей и зернового терминала. Сухогрузный терминал и контейнерная площадка построены за счет инвестиций "Азербайджанских железных дорог", а зерновой терминал строится за счет иностранных инвестиций. Параллельно со строительными работами на терминале ведется прием и транспортировка грузов.

"Пока на терминале осуществляется перевалка грузов, приходящих со стороны Азербайджана, с вагонов только на автомобильный транспорт, а также с авто на железную дорогу в обратном направлении", – говорит заместитель начальника отдела корпоративных коммуникаций АЖД Аббас Ахундов.

Терминал соединен железной дорогой с сетью АЖД. От границы Азербайджана с Ираном до терминала и на территории предприятия есть железнодорожная магистраль с шириной колеи 1520 мм. Составы из России и других стран СНГ приходят в терминал, не меняя колесной пары. Сейчас в самом терминале задействованы три линии для принятия поездов и дальнейшей перевалки грузов.

Планируется, что в будущем с иранской стороны к терминалу будет подведена линия Казвин – Решт – Астара с шириной колеи 1435 мм. Сейчас линия находится на этапе строительства. Один из отрезков дороги Казвин – Решт – Астара (22 км) сдан в эксплуатацию в середине 2019 года. После завершения строительства дороги Астара – Решт железные дороги Азербайджана и Ирана будут соединены. В этом случае железнодорожная сеть Северной Европы будет подключена к Юго-Восточной Азии.

В 2020 году через Астаринский терминал перевалено 422 тыс. тонн груза, обработано почти 9 тыс. вагонов, что превысило показатель работы терминала 2019 года на 16%. Ежесуточный объем перевалки грузов на терминале в 2020 году составил 1,3 тыс. тонны, или 29 вагонов.

Номенклатура грузов, переваленных на терминале, разнообразная. В прошлом году 37% грузов, перевезенных через терминал, составили лес и лесоматериалы, 20% – строительные материалы (цемент, клинкер, кафель и другие), 13% – фрукты и овощи, 11% – контейнеры, 8% – зерновые (ячмень, зерно, пшеница и чечевица), а 11% пришлись на другие типы грузов.

"Несмотря на продолжающееся строительство на территории терминала, прием и отправка грузов осуществляются на постоянной основе", – подытожил Фархад Керимов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.02.2021