22-11-19 / 2019
Новости отрасли
Инфляция облегчила тариф

Тарифы на железной дороге в 2020-2023 гг. вырастут меньше, чем планировалось. Это даст грузоотправителям экономию в 41 млрд руб.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что пересчитала в меньшую сторону индексацию тарифов на грузоперевозки по железной дороге: в 2020 г. индексация составит 3,5%, а не 3,6%, в 2021 г. - 3,7%, а не 3,9%, в 2022 г. - 3,6%, а не 3,8%, наконец, в 2023 г. - 3,8%, а не 3,9%. Дальше планы не меняются: в 2024 и 2025 гг. - по 3,9%. Приказ об этом служба направит Минюсту для регистрации.

ФАС подсчитала и общий эффект от более медленного роста тарифов до 2025 г.: индексация будет меньше на 2,7%, грузоотправители сэкономят 41 млрд руб.

Причина корректировки - снижение инфляции, к которой привязана формула расчета долгосрочных тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом для РЖД, объясняет ФАС. Формула учитывает среднее значение инфляции за два предыдущих года и целевые значения на два года последующих. Другие составляющие долгосрочного тарифного решения - грузооборот и его структура, доходы, расходы и инвестиционная программа РЖД - службой не пересматривались.

Принцип долгосрочного формирования тарифа "инфляция минус 0,1 процентного пункта" утвержден российским правительством в 2017 г. - на период с 2019 по 2025 г. В эти же годы будут действовать и надбавки - за капитальный ремонт инфраструктуры и для компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства.

В программе долгосрочного развития РЖД учтен тот размер индексации грузовых тарифов, что был до корректировки ФАС. В 2019-2025 гг. в российские железнодорожные проекты, как предполагается, будет инвестировано 8,66 трлн руб., из них 4,67 трлн - средства самой РЖД, таков базовый сценарий. Чистую прибыль РЖД хочет увеличить до 186,2 млрд руб., выручку - до 3,51 трлн руб. По сравнению с показателями 2018 г. это означает рост в 5 и 1,5 раза соответственно. В 2018 г. погрузка на сети РЖД выросла на 2,2% и достигла 1,29 млрд т, в 2019 г. она сократится на 0,5%, а в 2020 г. вернется к росту, прогнозировала РЖД. Рост предусмотрен и в программе развития - в базовом сценарии в 2025 г. погрузка может достичь 1,53 млрд т. Будет ли РЖД пересматривать планы из-за иной индексации тарифов и как она может отразиться на погрузке, представитель РЖД не сказал.

"Учитывая нестабильность на [мировых] рынках и рост протекционизма, снижение уровня транспортных издержек не может не радовать", - приветствует решение ФАС крупный грузоотправитель. Сокращение расходов делает российских производителей более конкурентоспособными, подхватывает другой грузоотправитель, это привлечет дополнительные грузы. "Но не для всех отраслей рост будет ощутимым", - предупреждает он.

Меньшая индексация улучшит экономику грузоотправителей, но вряд ли привлечет дополнительно ощутимое количество грузов, считает человек, близкий к одному из железнодорожных операторов. "Погрузка зависит от спроса, а у нас провал по углю на Западе и снижение мировых цен на металлы", - объясняет он свои соображения. Не ждет роста погрузки из-за корректировки размера индексации тарифов и третий опрошенный грузоотправитель: "Коррекция незначительная, а цены на основные грузы - уголь, металлы, руду, удобрения - снижаются". По его мнению, больший эффект дало бы распространение правила "инфляция минус" на период до 2030 г.: "Это дало бы сигнал промышленности инвестировать вдолгую". Кроме того, значительного роста погрузки не добиться без расшивки узких мест в железнодорожной инфраструктуре, уверен собеседник "Ведомостей".

Уменьшение доходов на 41 млрд руб. в 2020-2025 гг. для РЖД не столь значительно, чтобы корректировать инвестиционную программу, считает гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. По его мнению, ключевая проблема в другом: потребительская инфляция в последние несколько лет опережает расходы РЖД на закупку тягового состава, металлопродукции, моторного топлива, строительных материалов. "Из-за этого у РЖД возникает потребность предлагать тарифные решения, увеличивающие нагрузку на грузовладельцев и формирующие неопределенность в отношении фактического изменения расходов при формально зафиксированной долгосрочной индексации", - заключает Бурмистров.

Представители крупнейших грузоотправителей РЖД - СУЭК, "Северстали", ММК, НЛМК, "Фосагро" - на вопросы "Ведомостей" не ответили.-

"Это очень важное решение. Рынок его очень долго ждал. Сейчас появляется стабильность, возможность планировать экономику отдельным предприятиям на долгие годы вперед. При этом принцип формирования - "инфляция минус". Это очень хороший принцип, который ус1раивае1 и потребителя, и "Российские железные дороги".

Гендиректор РЖД Олег Белозеров об утверждении правительством долгосрочной тарифной политики ^в сфере грузоперевозок, 2017 г., government.ru

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости22.11.2019