28-04-15 / 2015
Новости отрасли
Индия: догнать и перегнать Китай

Практически в каждом публичном выступлении премьер-министр Индии Нарендра Моди подчеркивает важную роль железнодорожного сектора. В связке с министром железных дорог страны Сурешем Прабху правительство страны поставило перед собой задачу перегнать Китай в отношении развития транспортной системы страны. Сегодня многие зарубежные игроки присматриваются к этому рынку. Но так ли он перспективен в реальности?

"Железные дороги - не просто средство для путешествий. Они являются основой Индии, они будут способствовать прогрессу в нашей стране", - написал Н. Моди в своем Twitter.

По версии журнала Forbes в прошлом году Н. Моди стал одним из самых влиятельных людей в мире, а читатели журнала Time назвали его Человеком года. Его основным решением было открытие целого ряда ранее закрытых для иностранного капитала отраслей, например зарубежные производители сегодня могут иметь до 49% акций оборонного производства в Индии.

Ранее закрытый железнодорожный сектор был также открыт для инвестиций из-за рубежа. Новый премьер-министр сегодня с помощью иностранных инвестиций и передовых технологий планирует строительство высокоскоростных железных дорог, связывающих Ченнай, Дели, Калькутту и Мумбаи.

Н. Моди обещал сделать Индию "простой страной для бизнеса" со стабильным налоговым режимом и оживить ее экономику. "Мы поддерживаем наши обязательства конкретными действиями. Я объявил о финансовой интеграции - и мы открыли счета в $100 млн за 4 месяца. Я объявил развитие современных железных дорог - и мы сразу же начали искать возможности для ГЧП-проектов (прямые иностранные инвестиции) на железнодорожном транспорте", - заявил он. По словам Н. Моди, приоритетом страны является развитие инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, модернизация портов, строительство аэропортов и усовершенствование предприятий обрабатывающей промышленности.

Индия всегда имела большое частное производство, но Комиссия по планированию устанавливала свои правила игры. В начале 1950-х гг.все отрасли промышленности были взяты под государственный контроль, компании столкнулись со множеством бюрократических трудностей. Госпредприятия получали все заказы от государства, а частникам доставались остатки, да и то только после сложного процесса лицензирования.

Эта политика привела к коррупции, и к началу 1990-х Индия оказалась на грани банкротства с огромным государственным долгом, высоким уровнем безработицы и населением, большая часть из которого живет за чертой бедности.

В это время стартовали знаменитые индийские реформы. Система строгого лицензирования была смягчена, иностранный капитал был допущен в страну, но в некоторых отраслях остались ограничения (оборона, ядерная энергетика, сельское хозяйство и т. д.). Однако Индия вскоре стала одной из наиболее динамично развивающихся экономик в мире. В 2000 году в стране было много коррупционных скандалов, и все поняли, что необходимы новые и решительные шаги. Одной из приоритетных задач в Индии сегодня является развитие транспортной инфраструктуры.

Согласно Н. Моди, вскоре в этом сегменте должен произойти заметный рывок. Примерно то, что сегодня переживает Китай. В прошлом году Комиссия по инфраструктуре Индии предложила построить 300 км железных дорог и удвоить пропускную способность до 700 км. К 2017 году инвестиции в железные дороги должны достичь $100 млрд. В 2014-м они составили $12 млрд. Индия планирует вложить около $1 трлн в свою инфраструктуру в 2013-2017 гг.

Однако если страна хочет инфраструктурный бум, она должна сначала решить проблему долгов и замороженных проектов. Большинство компаний Индии не в состоянии сегодня погасить долги по кредитам. Уже запущенные проекты растут в цене из-за ослабления рупии. Правительство Индии подсчитало, что стоимость 239 крупных инфраструктурных проектов выросла на 21%. Оно пытается поддержать банки и стимулировать выпуск долгосрочных инфраструктурных облигаций, но даже эти меры не могут решить проблемы реального сектора экономики.

Однако правительство под руководством Н. Моди не намерено сдаваться. Пресса регулярно сообщает о том, какие нововведения вскоре появятся на индийских железных дорогах. Существует много амбициозных проектов: применение энергии ветра для высокоскоростных поездов, доставка еды из ресторанов для пассажиров и брендинг подвижного состава (название их именами крупнейших транснациональных корпораций). Но есть и более приземленные планы.

Например, Индия и Испания создали партнерство в сфере развития высокоскоростного движения. "У нас была встреча с железнодорожным советом Индии, и совещание было весьма успешным. Мы считаем, что сотрудничество в секторе железных дорог является очень важным для наших двух стран", - отметил испанский министр торговли Джейми Гарсия -Легаз. Испания является второй по величине страной по протяженности сети ВСМ после Китая, и этот разрыв быстро сокращается.

Также Индия сегодня очень ориентирована на защиту экологии, а Испания имеет технологии использования возобновляемых источников энергии.

Кстати, согласно железнодорожному бюджету страны на период 2015-2016 гг., устойчивое развитие и экология будут определяющими факторами для строительства объектов инфраструктуры. Как одна из самых загрязненных стран в мире, Индия наконец хочет избавиться от отходов. Например, активно продвигаются такие природоохранные инициативы, как внедрение экологических вакуумных туалетов и изменения в конструкции существующих туалетов в поездах. Железнодорожная администрация разработала план для установки вакуумных туалетов в поездах с целью предотвращения коррозии железнодорожных путей, вызываемой отходами.

Еще одной важной частью бюджетной стратегии является грузовая логистика. Индийские железные дороги готовы стать комплексным логистическим оператором и сосредоточиться на интермодальности. С годами железные дороги теряли трафик в пользу автотранспорта и сегодня планируют получить этот трафик обратно.

"Заказчик не пойдет на вокзал, чтобы забрать посылку, как это происходит в настоящее время. Корпорация обеспечит доставку "от двери до двери", - отмечают в администрации железных дорог Индии.

Вскоре специальный поезд для фермеров "Ганди Экспресс" будет введен в эксплуатацию. Среди долгосрочных планов - создание корпорации для реализации ГЧП-проектов по соединению портов и железной дороги.

Несмотря на критику и финансовые проблемы, правительство Индии под руководством Н. Моди, похоже, взяло правильный курс. Конечно, трудно ожидать какого-то инфраструктурного бума, но в результате правильной внешней политики и открытости к инновациям эту страну уже никто не назовет технически отсталой.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.04.2015