08-07-15 / 2015
Новости отрасли
Индивидуальный подход

Металлурги настойчиво просят отменить решение о введении повышающего коэффициента 1,134 на экспортные перевозки грузов, утвержденного ОАО "РЖД" в конце прошлого года. Однако на "круглом столе" по этому вопросу в Общественной палате специалисты пришли лишь к мнению, что компании необходимо улучшить взаимодействие с клиентами.ОАО "РЖД" готово изменять коэффициенты, исходя из ситуации на конкретных предприятиях. Консорциум "Русская сталь", в который входят крупнейшие металлургические предприятия страны, ссылается на изменившиеся с начала года условия: укрепление курса рубля, снижение объемов экспорта и в целом ухудшившуюся экономическую обстановку, которая приводит к снижению конкурентоспособности российских предприятий.

Начальник департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО "РЖД" Иван Беседин говорит, что компания готова рассматривать конкретные заявки тех компаний, которые обоснуют необходимость снижения коэффициента. Подобное решение уже было принято по энергетическим углям. РЖД при этом руководствуются многими критериями: объемом добычи, ценой на рынке, ограничениями в экспорте, уровнем транспортной составляющей и другими.

"С начала введения повышающего коэффициента было подано порядка 70 подобных обращений, из них по 24 запросам приняты положительные решения, – указывает Иван Беседин. – В основном эти решения приняты для привлечения дополнительных объемов перевозок и оптимизации загрузки сети".

В частности, удалось переключить с автомобильного транспорта более 500 тыс. тонн медно-цинковой руды на Свердловской железной дороге, перевозки проката черных металлов со станции Магнитогорск-грузовая на Южно-Уральской. В прошлом году таким образом было привлечено дополнительно в целом 6,2 млн тонн, а в первом квартале этого года – 1,5 млн тонн. Сейчас идет работа над заявками ряда крупных металлургических компаний, однако анализ не показывает какого-то серьезного влияния введения тарифного коридора на их экономику. Ведь из-за снижения курса рубля доходы компаний от экспортных перевозок заметно выросли.

Тем не менее исполняющий обязанности председателя комиссии НП "Русская сталь" по транспорту Алексей Тюфаев настаивает именно на полной отмене повышающего коэффициента для всех предприятий.

"Здесь видна разница подходов: вводили для всех предприятий, поэтому и отменить необходимо также для всех, – говорит Алексей Тюфаев. – Мы как некоммерческая организация отстаиваем интересы всей отрасли".

Кроме того, эксперт указал на то, что исходя из падения экспортных перевозок на 0,3% нельзя сказать, что транспортная система у нас перегружена, что являлось одной из причин повышения стоимости транспортировки. Также для него непонятно, на какие именно "проекты расшивки "узких мест" будут направлены дополнительные 26 млрд руб. дополнительных доходов, полученные компанией.

В реальности, несмотря на общее падение экспорта, на направлениях к портам грузопотоки увеличились, и значительно. Как сообщил первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" Сергей Колесников, в целом в порты перевезено на 2,5% больше, чем в прошлом году, а на Северо-Кавказской железной дороге рост вообще составил 13%. Сейчас там довольно сложное положение с пропускными мощностями. В том регионе, кстати, нужно развивать подходы к перспективному району Тамани. В порты Северо-Запада перевезено на 1,5% больше грузов, и там тоже хорошая перспектива увеличения, учитывая развитие мощностей Усть-Луги. На Дальнем Востоке рост составил 0,5%.

Упали перевозки лишь в направлении сухопутных погранпереходов, но это в основном связано с ситуацией на Украине.

"Мы отдаем безусловный приоритет нашим портам", – подчеркнул Сергей Колесников. Иван Беседин, в свою очередь, посоветовал сомневающимся в целевом использовании дополнительных средств посмотреть в инвестиционной программе ОАО "РЖД", куда будут направлены дополнительные доходы. Также он рекомендовал обратить внимание на те металлургические компании, которые поставляют свою продукцию РЖД по ценам выше тех прогнозных параметров, на которые рассчитывали железнодорожники. Это в результате сильно влияет на издержки РЖД и требует дополнительных средств на ту же инвестпрограмму.

Тем не менее определенные проблемы в применении гибкого тарифного коридора есть, и с этим эксперты, участвующие в обсуждении, согласились.

Заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС Наталия Яковенко полагает, что РЖД, если они видят недопонимание грузоотправителей, следует перед принятием решения о введении повышающего коэффициента опубликовать для обсуждения предварительный анализ, хотя это и не требуется регламентами. Также в правилах нужно указать и четкие сроки для рассмотрения обращений заявителей, чего также не предусмотрено. Поэтому Наталия Яковенко считает, что регламенты еще нужно доработать.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.07.2015