20-02-15 / 2015
Новости отрасли
Индивидуальные тарифные скидки по вагонам могут ущемлять ж/д операторов - ФАС

Пониженные железнодорожные тарифы, установленные в отношении лишь определенных моделей вагонов, а не на основе "универсального принципа" - для всех "инновационных" вагонов, могут создавать дискриминационные условия для железнодорожных операторов, а также производителей подвижного состава, считает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ.

Так ведомство мотивирует свои претензии к Федеральной службе по тарифам (ФСТ) РФ. "Скидки на железнодорожные тарифы, предоставляемые покупателям не всех "инновационных" вагонов, а в индивидуальном порядке, могут создавать дискриминационные условия для операторов, а также производителей подвижного состава. Ж/д тарифы надо применять на основе универсального принципа, изучив, в том числе экономический эффект и необходимость применения тарифных скидок", - заявила "Интерфаксу" заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Наталия Яковенко.

Кроме того, по мнению ведомства, органам власти нужно сначала установить критерии инновационности грузовых вагонов, а потом при необходимости давать тарифные скидки на основе универсального принципа - по всему "инновационному" подвижному составу в целом, а не в индивидуальном порядке. Ориентироваться при этом нужно на экономический эффект для ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) от снижения воздействия на инфраструктуру.

"О чем мы говорим фундаментально: о том, что, прежде всего, надо - и мы написали соответствующее обращение в правительство РФ - установить понятие инновационного вагона, критерии, порядок отнесения вагона к инновационному. И дальше уже решать, какие преференции получаются и как они получаются. При этом мы говорим, что надо исходить из принципа универсальности применения скидки для всех вагонов, которые будут положительно влиять на инфраструктуру, давая экономию РЖД", - отметила Н.Яковенко.

"То есть мы говорим: определите общие критерии, порядок, чтобы каждый, кто соответствовал универсальным критериям, получил эту скидку. Иначе у нас сейчас получается, что перечислены определенные модели вагонов, а изучение вопроса, а есть ли на рынке другие вагоны, которые так же дают эффект экономии для инфраструктуры не проводится. Надо в совокупности просчитывать всю экономику, которая есть для РЖД при установлении этой скидки", - подчеркнула она. По мнению ФАС, провести работу по определению критериев инновационности целесообразно федеральным органам власти совместно, как минимум, с Минпромторгом, Минтрансом и Минэкономразвития.

Также ФАС отмечает, что тарифные механизмы, стимулирующих приобретение перевозчиками, ж/д операторами и грузоотправителями вагонов и контейнеров с улучшенными характеристиками, а также тарифные стимулы к приобретению "инновационных" вагонов, обеспечивающих снижение расходов РЖД в процессе их эксплуатации, были созданы еще до издания приказа ФСТ. Эта возможность была прописана в 2012 г. в рамках "тарифного коридора" РЖД (от "минус 12,8" до "+13,4%" к действующему уровню).

Как сообщалось ранее, в 2013 г. ФСТ установила скидку на порожний пробег для четырех моделей полувагонов, производимых ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ, Ленинградская обл., актив группы "ИСТ"), что вызвало недовольство ряда компаний. В частности, в июне 2014 г. "Первая грузовая компания" Владимира Лисина попросила ФАС рассмотреть обоснованность тарифных скидок покупателям "инновационных" вагонов ТВСЗ. Осенью ведомство указало ФСТ на необходимость давать скидки на "инновационные" вагоны всех производителей, а не только на выпускаемые ТВСЗ.

В Федеральной службе по тарифам РФ тогда заявляли агентству, что расчет тарифных скидок для владельцев грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками производится исходя из снижения их воздействия на железнодорожную инфраструктуру, а не характеристик этого подвижного состава. При этом представитель ведомства подчеркивал, что признание вагона "инновационным" входит в компетенцию Минтранса и Минпромторга и не предполагает, что тарифы на эксплуатацию этого подвижного состава обязательно будут предполагать скидки.

В декабре ФСТ дала тарифные скидки покупателям еще двух моделей, которые производит ОАО "Уралвагонзавод" (MOEX: UVZD) (УВЗ). Формально, правда, они меньше, чем у продукции ТВСЗ (но фактически размер скидки в "круговом рейсе" будет зависеть от дальности перевозок и рода груза, уточнял "Интерфаксу" представитель тарифного ведомства). Тем не менее, ФАС не прекратила дело, а привлекла к его рассмотрению Минпромторг, Минтранс и РЖД "в качестве лиц, располагающих сведениями" и "заинтересованного лица", соответственно.

По словам Н.Яковенко, сейчас дело по-прежнему находится в стадии рассмотрения. "ФСТ нам ответили, что, с их точки зрения, они сделали все правильно. Но, по нашему мнению, все-таки их действия содержат признаки нарушения закона о защите конкуренции", - сказала она, хотя говорить о возможном исходе дела пока сочла преждевременным. "Надо все-таки говорить по итогам рассмотрения дела, есть ли нарушение", - сказала она. При этом Н.Яковенко уточнила, что дело возбуждено преимущественно после обращения крупнейших ж/д операторов РФ, а не вагоностроительных заводов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.02.2015