27-06-13 / 2013
Новости отрасли
Индексы качества услуг на ж/д транспорте и Качество перевозок – 2013 в мае не отмечены колебаниями в оценке работы по сравнению с апрелем

Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте и индекс «Качество перевозок – 2013» в мае текущего года не были отмечены существенными колебаниями в оценке грузовладельцами уровня работы ОАО «РЖД» и операторов по сравнению с апрелем. Однако совсем скоро ситуация может поменяться под воздействием показателей, которые оказывают значительное влияние на качество оказываемых услуг.

Напомним, что Индекс качества услуг, который журнал «РЖД-Партнер» готовит совместно с газетой «Гудок» по заказу ОАО «РЖД», собирает оценки и комментарии касательно всего железнодорожного комплекса. В то же время индекс «Качество перевозок – 2013» посвящен исключительно работе компаний-операторов, а именно тому, как ее видят клиенты. Индекс качества услуг набрал в мае 66 баллов (в мае 2012 г. – 60), «Качество перевозок – 2013» получил 70 баллов.

Май выдался довольно спокойным месяцем, не принеся каких-то неожиданностей или хотя бы заметных новых тенденций. Скорее, можно говорить об углублении существующих практик взаимодействия между операторами, грузовладельцами и ОАО «РЖД». Общую ситуацию можно охарактеризовать одним из комментариев, полученных в ходе интервью: «Подвижной состав в избытке, на оперативное планирование есть реакция со стороны железной дороги, ну а мелкие недочеты имеются везде. Вся продукция вывозится довольно неплохо».

Кроме того, для характеристики общего положения дел добавим, что грузовладельцы настойчиво пытаются обратить внимание железнодорожников на проблему управления вагонопотоками, а именно на институт логконтролей. Признавая, что в условиях дефицита инфраструктуры подобные меры могут быть оправданны, они сетуют на непрозрачность практики их применения и вообще отсутствие понятного всем сторонам алгоритма работы данного механизма. Типичный сюжет, который часто встречается в интервью: согласованную, причем достаточно оперативно, заявку приходится переделывать из-за того, что система логконтролей не позволяет ее реализовать, то есть отправить состав в запланированное время. Это ломает график взаимодействия грузоотправителя и железной дороги, добавляя бумажной работы клиенту и – часто – маневровой самим железнодорожникам.

Бывают ситуации, когда у грузоотправителей возникают вопросы к службе движения в связи с действиями последней: «Мы с большой долей вероятности можем расписать поставки на месяц-два вперед, но, к сожалению, основой для движенцев служат какие-то другие соображения. Мы готовы подождать день или даже два, но отправить состав целиком, без дробления и разбивки на несколько отправок. Особенно с учетом того, что в нынешних условиях партии, отправленные с разницей в один день, могут в итоге прибыть на станцию назначения с разбивкой на неделю и более. Но нередко по каким-то своим соображениям вагоны перетасовываются, что лишь приводит к нарастанию хаоса. Хотя, казалось бы, простая логика подсказывает, что надо не трогать «кольца», а обеспечивать равномерность загрузки железнодорожной инфраструктуры за счет коррекции спотовых отправок».

В мае впервые за несколько месяцев грузовладельцы зафиксировали массовые желания поставщиков транспортных услуг пересмотреть ставки в сторону повышения. Они, конечно, отмечались и раньше, но крайне редко. Это говорит о том, что операторы нащупали дно и теперь рассчитывают от него оттолкнуться. Работать себе в убыток можно на протяжении какого-то краткосрочного периода, в долгосрочной же перспективе даже бизнес с хорошей финансовой подушкой этого не выдержит. Не исключено, что транспортные компании пошли на довольно неожиданный – для текущих условий – шаг вынужденно, а не почуяв смену конъюнктуры. Примечательно, что ни одна из попыток операторов повысить цены, как было зафиксировано в ходе интервью, успеха не имела.

Тезис о финансовом кризисе операторов, в свою очередь, логично приводит нас к выводу, что попытки продолжатся и станут более массовыми и настойчивыми – просто потому, что деваться игрокам рынка уже некуда. Грузовладельцы, впрочем, этого не опасаются: текущий уровень удовлетворенности стоимостью услуг железнодорожного транспорта составляет 60 баллов, демонстрируя очень сильную динамику по сравнению с началом года, не говоря уже о мае 2012-го.

Нельзя не отметить, что уже несколько месяцев подряд отдельные грузовладельцы говорят о том, что ценовые условия автомобильных перевозчиков выгодно отличаются от прейскуранта операторов. Если выводить некую обобщенную цифру, то можно сказать, что перевезти груз по шоссе стоит в среднем в два раза меньше, чем по стальным магистралям.

В этом для железнодорожных компаний существует огромный риск, который подкрепляется не только заявлениями, но и конкретными намерениями. Один из грузовладельцев поделился своим видением развития ситуации: «На сегодняшний день многие предприятия, в том числе и мы, пойдут по такому пути: оставят автотранспорт там, где это возможно, купят собственный парк вагонов, чтобы убрать вагонную составляющую, которая нас душит и мешает, и организуют отдельную структуру логистики, что позволит спокойно работать». В настоящее время предприятие, которое представляет автор данного комментария, занимается мониторингом потенциальных продавцов подвижного состава и разрабатывает маршруты. «В течение года, думаю, все организуем. Вагоны планируем покупать новые», – добавил он.

Что может лежать в основе желания грузовладельцев взвалить на свои плечи такую хлопотную непрофильную деятельность, как управление собственным парком? Одна из причин для решения обзавестись своими вагонами заключается в перманентной проблеме с техническим состоянием подвижного состава, предоставляемого под погрузку операторами, которое «порой вызывает недоумение» у респондентов.

Особое раздражение у участников исследования вызывает то, что, по их наблюдениям, затормозилось наметившееся с конца года удаление «ветеранов». Как утверждают грузовладельцы, многие операторы экономят на всем, в том числе на передислокации к местам отстоя ветхих вагонов. «Как я понял, ситуация с процедурами продления не получила своего окончательного разрешения и операторы решили положиться на судьбу. Ведь пока абсолютно непонятно, как и по каким основаниям будут продлевать, какие виды ремонта для этого потребуются. Все едут как придется в ожидании ясности».

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru26.06.13В ожидании ясности