07-10-13 / 2013
Новости отрасли
Индексировать грузовые ж/д тарифы в РФ предлагается в зависимости от качества обслуживания

Министерство экономического развития РФ предлагает привязать грузовые ж/д тарифы к качеству обслуживания операторов и грузоотправителей "Российскими железными дорогами" (РЖД).

Согласно плану действий по сохранению финансовой устойчивости монополий при замораживании тарифов в 2014 г. (копия документа имеется в распоряжении "Интерфакса"), к декабрю ведомство предлагает утвердить критерии, по которым можно будет оценивать работу РЖД. Определить их Минэкономразвития планирует совместно с самой монополией, министерством транспорта РФ, Федеральной службой по тарифам (ФСТ) РФ и Советом операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава).

В документе ведомства задаются основные условия, в которых придется работать РЖД. Средняя маршрутная скорость передвижения вагонов и их оборачиваемости должны расти, порожний пробег - снижаться, эффективность использования локомотивов - повышаться, протяженность железнодорожной инфраструктуры с ограниченной пропускной способностью - сокращаться.

Без нареканий к качеству обслуживания клиентов "Российскими железными дорогами" не обходится ни одно публичное мероприятие по проблемам ж/д отрасли. Основное недовольство вызывает скорость доставки грузов, которая неуклонно падает. Как сообщалось ранее, к концу 2012 г. коммерческая скорость движения грузовых поездов упала до исторических минимумов в 9,1 км/ч. Это в несколько раз меньше, чем в крупнейших мировых экономиках, и ниже скорости движения опытного велосипедиста. В 2013 г. она продолжила сокращаться, что привело к росту количества исков к РЖД.

Для сокращения их числа монополия пыталась склонить операторов и отправителей к изменению договоров, прописав в них увеличенные сроки доставки. В частности, в начале 2012 г. РЖД издали телеграмму, по которой руководители структурных подразделений компании были обязаны "обеспечить заключение договоров" с увеличенными сроками доставки грузов - чтобы сократить выплаты по претензиям за просрочку при доставке грузов и подаче порожних вагонов. После этого грузоотправители начали жаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ на принуждение к заключению таких договоров.

ФАС предписала РЖД прекратить такую практику, заключать договоры на увеличение сроков доставки в соответствии с законом, а также разъяснить сотрудникам в регионах порядок заключения таких контрактов. Тогда монополия предупреждение полностью исполнила. Однако в августе 2013 г. ФАС заявила, что "согласно появившейся в СМИ информации, действия "Российских железных дорог" (MOEX: RZHD) повторяются", призвав компании, к которым применяются такие ограничения, уведомлять о них ведомство.

Это не единственное тарифное решение, предлагаемое Минэкономразвития. Как сообщалось ранее, для сокращения убытков от перевозки низкодоходных грузов ведомство предлагает усовершенствовать тарифное руководство (так называемый прейскурант "10-01"), сблизив тарифы разных стоимостных классов. При этом государство готово помогать грузоотправителям, при необходимости оказывая им "адресную поддержку".

Для увеличения же доходов монополии от грузоперевозок не менее чем на 5% по сравнению с уровнем 2013 г. планируется уточнить правила тарифного коридора, прописав "механизмы более гибкого и оперативного принятия РЖД решений по изменению тарифов". С начала 2013 г. монополии дано право изменять стоимость перевозки в диапазоне от минус 12,8% до +13,4% (до этого тарифы устанавливал сам регулятор), однако компания почти не пользуется этой возможностью, заявлял "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом выработки мер при заморозке ж/д тарифов.

Представители РЖД ссылаются на сложность в согласовании конкретных решений и на отсутствие принципов, по которым тарифы могли бы повышаться для увеличения доходной базы. Президент монополии Владимир Якунин ранее уже заявлял, что установленного тарифного коридора перевозчику недостаточно. Кроме того, "он довольно сложный с точки зрения реализации", отмечал топ-менеджер.

Конечная цель этих идей, по словам источника агентства, - не только повысить доходность перевозок для РЖД, но и также, "и это более важный момент", удержать груз на железной дороге. К декабрю эти вопросы Минэкономразвития планирует проработать с ФСТ, РЖД, Минтрансом и конечными пользователями транспортных услуг.

В октябре же участники перевозок и регуляторы должны определиться, можно ли повышать доходы с помощью более благополучных отраслей, за счет выборочной индексации тарифов, например, на перевозки нефти и нефтепродуктов - "вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры" в этих отраслях (ранее сообщалось, что в правительстве обсуждается вопрос о 6%-ной индексации тарифов на транспортировку этих грузов при общей заморозке).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс04.10.13Индексировать грузовые ж/д тарифы в РФ предлагается в зависимости от качества обслуживания