19-09-24 / 2024
Новости отрасли
Индексация тарифа РЖД должна быть сбалансированной

В ОАО "РЖД" сообщили, что не комментируют информацию об уровне возможной индексации тарифа на железнодорожные перевозки.

В нашей публикации со ссылкой на "Ъ" сообщалось, что в ОАО "РЖД" предложили суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, проведя индексацию на 3,6% провести с 1 ноября 2024 года и доиндексировать с 1 января 2025 года еще на 13%, или провести одноэтапную индексацию в 22,7% с 1 января.

В первом случае это обеспечит финансирование инвестпрограммы на 2025 год в объеме 1,1 трлн руб. минимально, на взгляд ОАО РЖД, необходимом объеме, – а во втором – в полном объеме 1,8 трлн руб.

Кроме того компания предложила перейти на новый принцип индексации тарифов, а также повысить тарифы на перевозку контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов.

Данная информация вызвала острую реакцию со стороны потребителей услуг железнодорожных услуг.

Итоги предыдущих лет: тариф РЖД всегда в плюсе

Тариф перевозчика в 2021-2024 гг. рос опережающими инфляцию темпами при любых условиях на рынке.

В 2010-2021 гг. тарифы РЖД индексировались раз в год – с 1 января. В 2022 и 2023 гг. было по два повышения – суммарно соответственно на 18,6% и 21,9%. Общий прирост за указанные два года составил рекордную величину: +44,6%.

При этом перевозчик отменил в 2022 г. понижающие коэффициенты на уголь. Два решения на эту тему означало рост тарифов на 11% и 25-27%. Сначала это решение было принято как временное, но затем продлевалось – и так до конца 2024 г.

Если взять, например, средневзвешенное значение базовой ставки аренды полувагона операторов, то ее прирост окажется ниже прироста тарифа перевозчика, который всегда в плюсе. И прибавка идет по расписанию – вне зависимости от ситуации на рынке.

Зачем менять правила игры?

Представители бизнес-сообщества расценили представленные варианты индексации тарифа как нарушение достигнутых ранее договоренностей.

"Есть определенный порядок регулирования тарифа – на основе принципа "инфляция минус". В тариф ранее включили временные надбавки, которые в итоге остались постоянными. В итоге фактически превратили формулу в "инфляция плюс". Теперь предлагается по сути формула "инфляция суперплюс". Следует учесть, что это в итоге будет переложено на плечи грузоотправителей. Государство вроде бы декларировало намерение бороться с инфляцией. А предлагаемые варианты только раскрутят маховик инфляции", – поделился мыслями представитель крупного холдинга в сегменте обрабатывающей промышленности.

"Не очень понятно, надо ли сейчас нарушать сложившийся порядок индексации? Странно, что регулятор молчит. Хотелось бы услышать его точку зрения", – высказал свою точку зрения представитель ТПП РФ.

К вопросу о маржинальности

"Должен соблюдаться определенный баланс доходности между ОАО "РЖД" и якорными грузоотправителями. Все они – участники финансового рынка и должны иметь стабильную маржинальность. Напомним, что 10 июля 2024 рейтинговое агентство АКРА подтвердило кредитный рейтинг по Национальной российской рейтинговой шкале эмитента "РЖД" на уровне "AAA(RU)". Прогноз по рейтингу – "стабильный". Ценные бумаги оцениваются как надежный финансовый актив", – рассказал финансовый аналитик крупного банка.

В связи с этим было обращено внимание на то, что, согласно сообщению эмитента, ставка 15-го купона по облигациям "РЖД" серии 001P-26R была установлена на уровне 19,55% годовых (в расчете на одну бумагу – 16,6 руб.). Это отчасти объясняет, почему в холдинге ориентируются на уровень индексации, превышающий указанный уровень.

Остается добавить, что в I полугодии ОАО "РЖД" получило, согласно финансовому отчету холдинга, доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре превысили 1,19 трлн руб., что на 6,8% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Суммарные доходы составили 1,6 трлн руб (+8,5%). При этом операционные расходы холдинга увеличились до 1,34 трлн (+9,7%).

Соответственно операционная прибыль составила 254,9 млрд руб., что на 2,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как видим, расходы холдинга выросли в меньшем размере, чем оказался уровень индексации тарифа, который был произведен в прошлом году, что собственно и обеспечило устойчивый прирост прибыли ж/д перевозчика.

Таким образом, приемлемым и сбалансированным выглядит уровень индексации на 2024 на уровне 5-10%. Так, во всяком случае, считают финансовые аналитики и некоторые из опрошенных грузовладельцев.

Тема для спекуляций?

На данный момент нет разъяснений от Минтранса РФ и ФАС. В связи с этим ряд отраслевых экспертов предпочли также воздержаться от комментариев. "ФАС должно вынести решение – потом можно будет анализировать последствия для экономики РФ", – ответил один из участников рынка.

"Пока это похоже на спекуляции: по принципу – требуй невозможного, получишь максимум", – сообщил другой респондент.

Таким образом, можно предположить, что информация, просочившаяся в СМИ, похожа на выкатывание фола. Цель вброса – проверить реакцию рынка на уровень предстоящей индексации тарифа перевозчика.

РЖД-Партнер послал запросы в Минтранс РФ и ФАС. Об ответах сообщим, как только они будут получены.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер19.09.2024