06-08-20 / 2020
Новости отрасли
Индекса качества РЖД-Партнера за II квартал 2020 года: тариф не прогнулся под изменчивый мир

Согласно исследованию, удовлетворенность стоимостью услуг ОАО "РЖД" составила 52 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель снизился на 2 пункта.

Часть грузоотправителей оставили свою оценку по данному критерию на уровне I квартала, так как перевозчик тарифную политику в целом не менял, хотя и принял определенные меры по снижению тарифов на ряд грузов в разгар пандемии. В то же время многие респонденты сочли необходимым понизить оценочные баллы и дать довольно эмоциональные комментарии, которые, по их признанию, обусловлены недостаточно гибкой ценовой политикой перевозчика в форс-мажорной ситуации. "Обстановка сложилась нетипичная, – отметил грузоотправитель. – Потому-то и должны быть приняты нетривиальные меры". Говоря о нетипичной ситуации, грузовладельцы имели в виду не только ограничительные меры по борьбе с коронавирусом, но и их сочетание с тем экономическим фоном, на котором они применялись, связанным со снижением спроса на товарных и сырьевых рынках. "Стало тяжелее: цены на металл сейчас падают, используя текущий тариф, продавать больше не получается, грузим меньше", – пояснил представитель металлургического предприятия. Другой респондент сообщил: "Насколько я знаю, все, кто мог, обращались в правительство о выделении поддерживающих скидок на тариф РЖД в серьезном размере – от 20 до 50%. Мы и вовсе просили 70%".

Гибкий подход к ценовой политике в период пандемии приобрел особое значение, поэтому упреки в адрес монополии в недопонимании тут вполне объяснимы. "В условиях карантина все наши партнеры охотно шли на переговоры, а у РЖД так не получилось", – посетовал один из грузоотправителей. Его коллега из другой отрасли выразился категоричнее: "Если нельзя снизить тариф, потому что железнодорожная монополия должна существовать, то надо принимать какие-то другие меры на государственном уровне. Если же и их невозможно найти, то железные дороги могут стать уже не локомотивом, а тормозом для экономики".

Многие грузоотправители либо спокойно отнеслись к положению вещей, пояснив, что скидок и не ждали, либо посетовали на то, что в данный список не попали. "Нам такие скидки не дали, а вместо этого рекомендовали идти обычным путем – подать обращение на предоставление скидки в рамках тарифного коридора", – сообщил производитель. Кстати, грузоотправители в массе своей без энтузиазма отнеслись к этой идее, считая, что процесс согласования "коридорных" скидок излишне забюрократизирован и затянут по времени. "Мы делали запросы в прошлом году по двум из наших горнопромышленных предприятий. Выяснилось, что необходимо произвести сложные расчеты, сделать анализ, доказать, что какие-то объемы грузов ушли на автомобильный транспорт, перевозка автомобилями дешевле, чем по железной дороге. Необходимы дополнительные соглашения, где прописаны ставки, – поделился респондент. – Нужно предоставить столько доказательств и собрать такой объем документов, а результат неочевиден, добиться этого тарифного коридора очень сложно".

Многие грузоотправители предположили, что вопрос стоит рассматривать шире, не ограничиваясь конкретной ситуацией, менять сложившийся подход перевозчика к тарифообразованию в целом. "По идее оперативная реакция на ситуацию и динамические тарифы нужны не столько нам, сколько самим РЖД, – рассуждал респондент. – Отсутствие же гибкости приводит к тому, что грузовладельцы и поставщики логистических услуг делают выбор в пользу другого вида транспорта, исключая из цепочки железнодорожный".

По мнению некоторых респондентов, все идет к тому, что в сегменте грузов третьего тарифного класса и готовых товаров народного потребления, способных уйти на шоссе, структура перевозок продолжит меняться в сторону автомобильного транспорта. "Уже сейчас я вижу, что такие грузоотправители ищут оптимизацию маршрутов, хотят экономить, рассчитывают на скидки. Напомню, что на конец года в нашем сегменте падает пик перевозок к новогодним праздникам и сезону скидок, и производители к этому готовятся заранее", – отметил респондент.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер06.08.2020