10-08-20 / 2020
Новости отрасли
Индекс качества за II квартал 2020 года: не было бы цифры, да несчастье помогло

Удовлетворенность уровнем информационных технологий и оперативностью передачи бухгалтерской документации в II квартале 2020 года оценена респондентами на 77 баллов по 100-балльной шкале. По сравнению с предыдущим периодом показатель не только прибавил 3 балла, но и переместился из разряда "хороших" оценок в диапазон "отличных". Напомним, что обобщенный показатель Индекса качества в II квартале составил 67 баллов, что на уровне I квартала текущего года.

В период пандемии развитие IT-технологий и активное расширение сферы их применения стало не только вынужденным, но и жизненно необходимым шагом и для РЖД, и для пользователей услуг на сети. К чести перевозчика стоит отметить, что грузоотправители часто сообщали: АС ЭТРАН, получившая ранее массу нареканий в связи с несвоевременными обновлениями (например, во время погрузки) и частыми зависаниями, отлично выдержала испытание.

"Здесь претензий нет, полагаю, их нет и у тех предприятий, кто самостоятельно развивает свои цифровые технологии, – прокомментировал респондент. – В этом случае новации РЖД очень к месту. Взять, скажем, автоматизацию согласования заявок. Тут есть нюансы, но вопрос давно назрел – мы на внутрикорпоративном уровне этим же путем идем". Другой участник исследования отметил, что новые формы в электронном виде работают отлично. "Мой сотрудник говорит, что работа даже несколько ускорилась в последнее время. И я это вижу: когда требуется сделать выборку или получить справку, все происходит немного быстрее", – добавил грузоотправитель. Похвалили клиенты РЖД и автоматические уведомления в ЭТРАН.

По поводу же автоматического согласования заявок ГУ-12 их мнения разделились между положительными и менее позитивными. Причины в том, что процедура пока не воспринимается как рутинная, есть опасения сделать ошибку, "попасть на штраф" и др. Так, пользователь, опробовавший автоматическое согласование заявок, согласился с тем, что в целом это удобно, но подчеркнул, что нужно быть внимательным, иначе могут быть неприятные прецеденты. "Автоматическое согласование заявок не всегда удобно. Приведу пример: в пути произошло смещение груза, вагон остановили, все поправили. Но сумма оплаты ушла в дебиторку – и на этом основании вагон оформили в простой, – рассказал грузовладелец. – По сути, это штраф – и мы стали разбираться. Но выяснилось, что теперь это сложнее, так как РЖД обернули процедуру в свою пользу. Мы не против автоматического согласования, но хотим видеть документ, в котором отражалось бы состояние вагона". Другой респондент отметил, что ему новация пока также доставляет некоторые неудобства. "Не успеваем за отведенный срок решить вопросы: если они есть, звоним по телефону. В основном проблема одна: IT не стыкуются с управлением движением. Например, вагон может стоять 1–2 суток в ожидании накопления состава стандартной длины, а потом его отправляют. И РЖД представят дело так, что все хорошо, все согласовано. Но для конечного потребителя это все равно выглядит как задержка", – пояснил он.

Оценивая улучшения в системе, грузоотправители активно предлагали их развивать и в дальнейшем. "В ЭТРАН хорошо было бы сделать информационное окошко, сообщать, что сегодня, например, трудности в направлении Красноярской дороги, и связаны они с теми или иными причинами. Такого информирования очень не хватает", – прокомментировал респондент.

Но не стоит полагать, что в сфере документального взаимодействия все абсолютно безоблачно. Передача бумажных бухгалтерских документов дедовскими способами по-прежнему вызывала множество нареканий. "Мы работаем со многими крупными компаниями федерального уровня – с монополиями, "Газпромом" в том числе, но такой возни с документацией, как в РЖД, уже нигде нет, – рассказал грузовладелец. – Ранее нам передавали счета-фактуры и акты выполненных работ через станцию, мы приезжали и забирали. Теперь же в РЖД сообщают, что людей нет, приезжайте в управление дороги сами или подключайтесь к ЭДО. При этом ЭДО предлагают проводить не через внешнюю компанию, утвержденную ФНС России, а через свою программу ЭТРАН, которая полностью принадлежит РЖД".

Подход под девизом "только через ЭТРАН" не устраивал и некоторых других пользователей-налогоплательщиков, и они охотно объясняли почему: "Сегодня ее так настроят, а потом эдак. Сокращаются сроки доступа к документам, ставится платный барьер и т. д. Мы не можем на это подписаться, ведь документы серьезные, их надо предоставлять в ФНС". В качестве альтернативы грузоотправители упоминали вариант проведения налоговых документов через системы ЭДО независимых операторов, например "Такском". "У нас в любом случае должен быть выбор", – аргументировали они.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.08.2020