11-06-13 / 2013
Новости отрасли
Индекс качества услуг на рынке грузовых железнодорожных перевозок в апреле 2013 года стабилизировался на весьма высоком уровне

Индекс качества услуг на рынке грузовых железнодорожных перевозок в апреле 2013 года стабилизировался на весьма высоком уровне, достигнутом еще в марте, – 66 баллов. Тем не менее по ряду вопросов у многих грузовладельцев есть замечания.

Что касается ставок операторов, то апрель принес неоднозначные новости. Наблюдения грузовладельцев можно разделить на три категории: одни зафиксировали, что рынок замер на определенном этапе – цены достигли дна; вторые утверждают, что снижение стоимости продолжается; третьи – что начался рост, правда, лишь в отдельных сегментах. Однако в целом мнение респондентов по складывающейся в настоящее время ситуации в данном вопросе можно считать позитивным. Это отражает и удовлетворенность данным параметром на 59 баллов из 100 возможных (+1 балл к марту текущего года). Пусть прирост не такой большой, но в данном случае более важен тот факт, что отметка по этому критерию все более уверенно выглядит в зоне оценок «хорошо». В этой связи можно было бы ожидать усиления позиций железной дороги в конкурентной борьбе с автотранспортом. Однако этого пока не наблюдается.

Продолжает позитивный тренд и показатель удовлетворенности оперативностью согласования заявок на перевозку, включая адекватность реагирования на изменение перевозки, который оценен на 67 баллов. В сравнении с предыдущим месяцем фиксируется прибавка на 1 пункт. Впрочем, если оценивать картину на более широком временном интервале, то наблюдаемая сейчас динамика показателя выглядит достаточно скромно (в январе, напомним, средняя оценка по данному критерию была зафиксирована на уровне 72 баллов, а в феврале – 70 баллов).

Оценка наличия вагонов в апреле составила 84 балла. Пусть это и соответствует твердой оценке «отлично», однако показатель перестал расти и по сравнению с предыдущим месяцем даже немного снизился. Как и в марте, респонденты в большинстве своем говорят о том, что подвижной состав в необходимом им количестве присутствует.

Положительная динамика отмечается в графе «техническое состояние вагонов»: удовлетворенность здесь на 1 пункт выше, чем в марте, – 63. Многие участники исследования говорили о том, что качество подвижного состава их полностью устраивает, хотя, как это обычно бывает, не обошлось и без ложки дегтя. В частности, один респондент назвал отсутствие целенаправленной деятельности по выбраковке некондиционных вагонов в числе главных причин, по которым грузовладельцы все чаще предпочитают автомобильный транспорт.

На «хорошем» уровне остался показатель по подаче вагонов под погрузку и выгрузку по согласованному графику (включая готовность транспортных компаний согласовать такой график) – 56 баллов. Однако в последние два месяца оценка понемногу, но все же снижается. И на это стоит обратить внимание, так как, по мнению ряда участников исследования, хаотичность перемещения вагонов нарастает.

После небольшого перерыва возобновил рост параметр по соблюдению сроков доставки (также 56 баллов). Впрочем, повысился очень незначительно – всего на 1 пункт. Однако имеется ряд негативных комментариев, полученных по данному критерию анкеты, который называется одним из ключевых при выборе клиентом вида транспорта для перевозки.

Нормативные сроки доставки по сравнению с желаемыми оценены в апреле 2013 года на 58 баллов. В соответствии с предложенной респондентам классификацией, это соответствует отметке «хорошо». В то же время за отчетный период показатель снизился на 2 пункта. Наблюдаемая динамика, по словам респондентов, связана в том числе и с попытками железной дороги перейти на новую договорную базу с грузовладельцами.

Оценка, касающаяся уровня существующих информационных технологий, все так же находится вблизи разделительной черты с уровнем «отлично». Тем не менее стоит отметить, что в отчетном периоде средний балл все же немного снизился (72 балла). Заметно вырос показатель по сохранности груза: средний балл по данному разделу анкеты увеличился на 9 пунктов – до 85 баллов. Это можно расценивать как неплохой результат, ведь база сравнения достаточно высока. Готовность транспортных компаний к осуществлению комплексной перевозки «от двери до двери» (57 баллов) в сравнении с апрелем предыдущего года также выросла на 6 баллов. Добавим, что после нескольких месяцев снижения оценка и по разделу «своевременность передачи бухгалтерской документации» начала расти – апрель 2013 года закрыт на уровне в 71 балл. Интегральная оценка – степень удовлетворенности спроса на перевозки – находится сейчас в зоне отметок «отлично» (77 баллов), что существенно выше уровня, зафиксированного год назад. Тем не менее за отчетный период оценка немного снизилась.

В заключение необходимо обратить внимание на параметр развития транспортной инфраструктуры (54 балла). Примечательно, что он третий месяц подряд держится на одном уровне, который соответствует оценке «хорошо». Впрочем, разделительная черта с зоной «удовлетворительно» находится совсем близко, а критика грузовладельцев в апреле была практически полностью сосредоточена на вопросах, связанных с недостаточной пропускной способностью станций.

Как отмечает первый заместитель председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», д. э. н. Дмитрий Мачерет, в апреле текущего года произошла стабилизация не только обобщенного Индекса качества услуг на рынке грузовых железнодорожных перевозок, но и отдельных его показателей, которые по сравнению с мартом изменились лишь на 1–2 балла (в разных направлениях) либо остались неизменными.

В свою очередь, профессор кафедры «Экономика и управление на транспорте» МИИТ, д. э. н. Юрий Соколов отмечает, что произошедшее за год существенное улучшение уровня качества четко прорисовывает положительную тенденцию во взаимоотношениях с потребителями. «Вместе с тем представляется, что улучшению этих показателей, помимо позитивных сдвигов на железнодорожном транспорте, способствовал значительный отток грузопотоков на автомобильный транспорт и, как следствие, снижение напряженности на железных дорогах», – добавил Ю. Соколов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru10.06.13Неоднозначное улучшение