10-03-23 / 2023
Новости отрасли
Индекс качества: сложность адаптации

Общая величина Индекса в 4 квартале 2022 г. по сравнению с предыдущим периодом подросла на 1 балл (с 55 до 56), а по сравнению с 4 кварталом 2021 года – снизилась на 2 балла (с 58 до 56).

Три показателя, которые внесли самый большой вклад в снижение Индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года – "стоимость услуг РЖД" (снижение с 49 до 44 балов, т.е. на 6 баллов), "Оперативность согласования заявок" (снижение с 67 до 53 балов, т.е. на 14 баллов) и "Соблюдение сроков доставки" (снижение с 61 до 47 балов, т.е. на 14 баллов).

Впрочем, показатель "Стоимость услуг РЖД" основное снижение демонстрировал три предыдущих квартала, вследствие роста тарифов РЖД, а в четвертом квартале по отношению к третьему уже не менялся (по 47 баллов).

Оценки оперативности согласования заявок и соблюдения сроков доставки рухнули еще в третьем квартале, и в четвертом продолжают оставаться на крайне низком уровне.

Ухудшение этих двух показателей связано со сложностями адаптации транспортного рынка к изменению направлений движения грузопотоков, связанных с переориентацией грузов с северо-западного (европейского) направления на южное и восточное.

Так, по некоторым данным, изменение общей погрузки по основным экспортным направлениям в 2021-2022 г. было следующим: Северо-Запад с 198,2 млн. тонн в 2021 г. до 162,1 млн тонн в 2022 г. (-18%); Восток с 145,5 млн. тонн до 147 млн тонн (+1%); Юг с 92,6 млн. тонн до 93,4 млн тонн (+0,9%), Украина с 26,4 млн. тонн до 3,2 млн тонн. (-88%). Отдельно отметим перевозки угля. Экспорт через порты Северо-Запада снизился по итогам 2022 г. на 15,6% (или на 10,5 млн тонн). Экспорт назначением в адрес станций Украины снизился практически десятикратно (на 89% или с 14,9 до 1,6 млн тонн). При этом экспорт российского угля на Восток (суммарно - в адрес портов Дальневосточного бассейна и погранпереходов с Китаем, Монголией и Северной Кореей) вырос на 0,6% или на 0,6 млн.тонн, причем весь рост пришелся на экспорт через погранпереходы, а вот экспорт через порты даже снизился на 1%. В то же время экспорт через Юг России (т.е. через порты Азово-Черноморского бассейна) увеличился на рекордные 19% или на 6 млн тонн.

Таким образом, Восточный полигон в силу недостаточного развития не смог стать тем элементом транспортной системы, который мог бы обеспечить существенное увеличение экспорта.

Ухудшение респондентами оценок выполнения сроков доставки связано, в том числе и с тем, что средняя дальность перевозок выросла, что тоже повлияло на соблюдение соков доставки.

Средняя дальность перевозок всех грузов в 2022 г. составила 1946 км, что на 3,5% (или на 66 км) выше, чем в 2021 г. Любопытно отметить, что средняя дальность перевозки каменного угля (во всех видах сообщения) снизилась (с 2826 км. до 2765 км. т.е. на 2,2% или на 61 км), но средняя дальность его перевозок по России выросла (с 1067 км до 1111 км, т.е. на 4,1% или на 44 км). Дальность перевозок большинства грузов промышленного сектора увеличилась, в т.ч. нефти и нефтепродуктов (+4,4% или +68 км), черных металлов (+5,1% или +89 км), лома черных металлов (+ 10,4% или +102 км), химикатов (+12,5% или +290 км). Целлюлозно-бумажная промышленность по этому показателю выделяется особо: рост средней дальности перевозок бумаги составил (+31,8%) т.е. на треть (с 2,7 тыс. км до 3,6 тыс. км т.е. на 858 км). Также значительный рост средней дальности перевозок зафиксирован по продовольственным товарам – на 15,1 % или на 443 км.

Степень загрузки инфраструктуры по достижению определенного уровня отрицательно сказывается на скоростях доставки и приводит к замедлению оборота вагона (а также негативно влияет и на многие другие параметры перевозки, включая участковую и технические скорости) в том числе из-за увеличения простоев на технических станциях.

И действительно, если мы посмотрим на статистические показатели, то можем увидеть, что оборот вагона, который в начале года составлял 17 суток во втором полугодии находился на уровне 18-19суток (например, в декабре 2022 он составил 18,6 суток). Снижаются и показатели участковой и технической скоростей.

Таким образом как технологические, так и экономические аспекты работы ОАО "РЖД" пользователями железных дорог оцениваются в последние три квартала крайне негативно (правильнее будет сказать, что 2022 год был рекордным по негативным оценкам работы железных дорог за все время проведения ежеквартальных опросов в рамках исследования Индекс качества с 2016 года).

Любопытно, что на фоне неудовлетворенности работой ОАО "РЖД", растет оценка грузоотправителями и грузовладельцами работы операторов подвижного состава. Так, оценка ценовой политики операторов респондентами увеличилась с 43 баллов в 4 квартале 2021 года до 47 баллов в 4 квартале 2022 г. (рост на 4 балла), оценка показателя "наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве" выросла с 53 баллов в 4 кв. 2021 г. до 63 баллов в 4 квартале 2022 г. (рост на 10 баллов).

То есть даже в кризисных условиях государственно-монопольный сектор и сектор, где работают частные конкурирующие компании – оцениваются пользователями совершенно по-разному.

Это позволяет нам понять – какие институциональные особенности (форма собственности, степень конкуренции и т.д.) приводят к положительным результатам, а какие к отрицательным. Причем не только с спокойных условиях, но и в экстремальных.

Фарид Хусаинов, к.э.н., эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за IV квартал 2022 года доступна в личном кабинете.

Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.

Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.

Подписчикам РЖД-Партнера доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию "Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте", которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!

Свяжитесь с нами по

тел.: +7 (812) 418-34-99;

e-mail: rasp@rzd-partner.ru.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер10.03.2023