18-05-21 / 2021
Новости отрасли
Индекс качества системно снижается

В I квартале 2021 года значение обобщенного Индекса качества оказалось ниже, чем в любом из кварталов прошлого года. При этом и к предыдущему кварталу и к соответствующему периоду прошлого года снизилось большинство компонентов Индекса качества. То есть речь идет о его системном снижении. Драйверами снижения Индекса качества стали показатели, связанные с вагонным парком: "наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве", "подача вагонов под погрузку/выгрузку по графику" и снизившийся лишь к предыдущему кварталу, но сразу на 2 балла критерий "стоимость услуг компаний-операторов".

Учитывая, что парк грузовых вагонов на сети российских железных дорог в I квартале 2021 года превысил 1,2 млн ед. и вплотную приблизился к исторически максимальному уровню, сильное снижение именно показателя "наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве" кажется труднообъяснимым. Показательно, что многие грузоотправители упрекают операторов в формировании искусственного дефицита вагонов.

Появление локальных дефицитов вагонов на фоне общего роста парка – ненормально и свидетельствует о необходимости системного улучшения его использования на основе прозрачных, понятных всем участникам рынка механизмов. Это относится и к ставкам за использование вагонов. Неслучайно грузоотправители высказывают пожелание "сделать публичными ставки для массовых грузов первого тарифного класса".

В целом ухудшение ситуации с доступностью вагонов и уровнем ставок за их использование привело к неполному удовлетворению спроса на перевозки (соответствующий критерий претерпел ровно такое же снижение, как и показатель наличия вагонов) и уходу части грузов на другие виды транспорта, в частности – речной. Тем самым снижается рыночная конкурентоспособность железнодорожной отрасли, что наносит ущерб как самим операторским компаниям, так и перевозчику.

Говоря о рыночной конкурентоспособности, нельзя не отметить снижение сразу на 4 балла к предыдущему кварталу весьма значимого для ее обеспечения показателя "соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными", хотя он и остался на 2 балла выше уровня соответствующего периода прошлого года. Из комментариев респондентов следует, что их требования к данному аспекту качества перевозочной услуги повышаются. Многим грузоотправителям важно не просто соблюдение скорости и срока доставки, а доставка именно в заданное время, что требует выстраивания четкой, отхронометрированной процессной логистики, начиная от подачи вагона под погрузку и его отправления и заканчивая сдачей вагона грузополучателю. Эти требования должны учитываться при организации перевозочного процесса.

И, конечно, базовым условием обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта, количественного и качественного удовлетворения спроса на перевозки является развитие инфраструктуры, оценка уровня которого грузоотправителями в минувшем квартале, в условиях увеличения количества вагонов на сети и постпандемийной активизации перевозок, снизилась до уровня соответствующего периода прошлого года, минимального за последние пять лет. Для обеспечения высокого качества перевозок требуется комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры в рамках как крупных, так и увязанных с ними локальных проектов. Кроме того, с учетом капиталоемкости и длительности реализации инфраструктурных проектов необходимо улучшение использования существующей инфраструктуры, в том числе за счет рационализации управления парками подвижного состава. Это требует согласованных усилий перевозчика, операторских компаний, грузоотправителей и грузополучателей.

Единственным показателем, который улучшен и к предшествующему кварталу, и к соответствующему кварталу прошлого года, стал критерий "стоимость услуг ОАО "РЖД". Судя по комментариям респондентов, это объясняется прежде всего стабильностью тарифов ОАО "РЖД" на фоне непредсказуемого роста ставок операторских компаний. Следует отметить, что критерий "стоимость услуг ОАО "РЖД" уже в предшествующем квартале вышел на максимальный за пятилетний период уровень. Продолжение его роста свидетельствует о том, что тарифная политика ОАО "РЖД" сбалансирована с экономическими реалиями и ожиданиями товаропроизводителей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер18.05.2021