26-05-20 / 2020
Новости отрасли
Индекс качества РЖД-Партнера: вагонов более, чем достаточно

За 4 года исследования показатель "наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве" показал в I квартале 2020 года беспрецедентный уровень - 78 баллов по 100-балльной шкале, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 5 пунктов.

После провала в III квартале 2018 года (до 49 баллов) тотальный дефицит вагонов стал потихоньку исчезать – и парк планомерно приходил к своему балансу, о чем свидетельствуют и цифры: в конце 2018 года балльный показатель составил 56, в начале 2019 года он подрос до 60 и далее продолжал увеличиваться, пока не достиг 78 баллов по итогам I квартала 2020 года. Как известно, баланс парк просуществовал недолго и перерос в другую крайность – профицит. Вагонов полно, так как спрос на них в условиях падения погрузки и приостановки работы части предприятий из-за мер по борьбе с пандемией коронавируса не очень-то и велик.

Приведем несколько кратких, но весьма показательных комментариев респондентов. "Полувагонов хватает и нам, и всем. Похоже, они в избытке", "Крытых полно", "Абсолютно удовлетворены обеспечением рынка специализированными платформами для перевозок леса. Вагонов достаточно, оценку повысим", "Ставим 100 баллов, чего-чего, а этого добра (автомобилевозов) хватает", "Парки работают как часы в плане обеспечения рынка платформами-трубовозами".

Другое дело, что, как говорят отправители, задержки с подачей и доставкой все равно остались, хоть сами сроки задержек заметно сократились. Кроме того, по словам отдельных респондентов, при профиците снизился спрос на электронные площадки. "Они стали не очень-то и нужны, их услуги актуальнее для времен дефицита. Заказываем у операторов напрямую, так выходит быстрее и надежнее", – сообщил один из отправителей.

Впрочем, несмотря на то, что вагоны в избытке и вопросы по их предоставлению в I квартале решались быстрее, чем обычно, иногда, как отметил один из респондентов, было дешевле и проще отправить груз автомобильным транспортом. Также было затруднено получение требуемых вагонов со станций или же их доставляли не сразу, а частями. Таким образом, появлялись задержки по причине, которую в ОАО "РЖД" относят к переносам сроков по вине операторов.

"Задержка и на одни сутки приводит к тому, что мы снимаем заказы. Такая практика создает проблемы во взаимоотношениях с перевозчиком при оформлении документов, – рассказывает грузовладелец. – Кроме того, приходится снимать заявки, если видим, что получатели грузов не могут их оплатить. Аналогично усилили внимание к операторам – некоторые уже не могут заплатить перевозчику с момента раскредитации. Смотрим, как кто себя ведет. Появились предложения от операторов взять вагонов больше, чем требуется по закрытым объемам. Это может быть выгодно, ставки при отправках следующих партий будут ниже. Понятно, что таким образом операторы хотят нам пристроить излишек своего парка, но это получается не всегда".

Отмечая избыток подвижного состава, грузоотправители уже не радуются, поскольку понимают, что их лишнее наличие негативно сказывается на работе сети, снижая уровень эффективности управления вагонами в целом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.05.2020